Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 20:10
Главная | Регистрация | Вход
<a href="https://www.mt5.com/ru/">Форекс портал</a>
Select Language

Мы живем в зеркальном, перевёрнутом мире, который называется, мир исправления. Творение не было завершено. Это было сделано намеренно, чтобы дать возможность человеку принять участие в процессе творения, став помощником и со-творцом Великого Архитектора, и потому — действительным хозяином сотворенного мира.

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 70

Общение

500

Cтатистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа



FreeCurrencyRates.com

http://78profession.ru/

Поиск по сайту

Календарь

«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930


************************

Помощь ресурсу


ЮMoney 410013775752608


************************

Рейтинг@Mail.ru

Ты новорожденный на земле, оповещаешь криком о своём появлении – всё сущее внемлет подаваемому голосу, и навсегда запечатляется он в анналах памяти земной. И вся твоя жизнь будет собиранием ответных вибраций; некая коллекция эха возгласа твоего от всякой вещи, встречающейся на твоём пути. Всякая вещь будет служить тебе ответом на первоначальное твоё заявление о себе. А если засмеёшься, а не закричишь – ответ смех. Таков порядок. Закон зеркала.

О чём бы ты не думал и кто бы ты
не был – ты помечен вечностью, высшим разумом Мироздания. Тебя выбрали, и ты родился. И ты всю жизнь будешь постигать тайну бытия. И если ты тот человек, именно человек Вселенной, тебе будет доверена тайна. Её передадут тебе и доверят тебе, и, если ты готов, то почувствуешь это, узнаешь своим внутренним состоянием, душой. С этого малого, начинается большое, то, что называется Жизнь, лично твоя, единственная в этом Мире и неповторимая.



<a href="https://www.mt5.com/ru/">Форекс портал</a>



Материя - есть равновесие добра и зла

Главная » 2012 » Ноябрь » 8 » Энциклопедия Мариинска и Мариинского района (в сокращении)
21:33
Энциклопедия Мариинска и Мариинского района (в сокращении)
СВЯЩЕННИКИ НИКОЛЬСКОГО СОБОРА:

Веселов Вениамин Филаретович — псаломщик. Родился в 1902 году в семье священника Филарета Николаевича Веселова. Проживал по улице Баимской №20. Состоял в Мариинском Союзе служащих и рабочих в 1920 - 1921 году. С первого июля 1922 года являлся псаломщиком Мариинского собора. (лист 36, ф.603 , оп.2 , дело 2).
Веселов Порфилий Николаевич—псаломщик. 1881 года рождения. Сын потомственного почетного гражданина. Обучался в Бийском Миссионерском училище, по собственному прошению уволился в 1900г. из 6-го класса. Был учителем 3 года. 8 октября 1903г. по собственному прошению назначен псаломщиком в Никольский собор. Состоял учителем пения в церковно-приходских школах города Мариинска с 10.10.1903г. Холост, (л. 18, д.ф. 11 ,оп. 1, дело З, ГАКО).
Веселов Филарет Николаевич - диакон, в должности псаломщика. Сын потомственного почетного гражданина Николая Павловича Веселова, 1841 года рождения и Надежды Кирилловны, 1840 года рождения. Родился в 1878 году. Обучался и окончил курс в Алтайском Миссионерском училище в 1897 году. Был учителем Рубинской церковно-приходской школы братства Святого Димитрия Митрополита Ростовского 3 года. За усердие к школе от Томской Епархиального училищного Совета награжден 15 рублями. По собственному прошению, 20.07.1900г. был определен псаломщиком в село Валерьяновское благочиние 11. Указом Томской Духовной Консистории от 11.05.1901 за номером 4771 был переведен псаломщиком Мариинского собора. Рукоположен в дьяка 30.01.1902г. С 1.01.1902г. состоял заведующим Мариинского Отделения Епархиального свечного склада. Являлся членом Мариинского Отделения братства Святого Димитрия с 21.09.1902г. Был назначен учителем Образцовой школы при Томской Духовной семинарии, но по ходатайству Благочинного был оставлен на прежнем месте. Имел свидетельство на звание учителя, выданное Томской Духовной семинарией за № 451. Жена - Анна Григорьевна, 1885 года рождения. Сын Вениамин, 1902 года рождения. (л. 16-17, д.ф.1 l, oп.l, дело З, ГАКО).
Вятчинин Василий Григорьевич - диакон. Родился в 1876 году. Проживал по улице Ново-Мариинская №14 города Мариинска. Окончил высшее начальное училище. Женат. Своих детей нет, были взяты на воспитание 4 круглых сироты. Проживал на ст. Звереколовская Челябинского уезда, занимаясь сельским хозяйством, состоял писарем и учителем, а также занимал должность заведующего переселенческим складом по продаже сельскохозяйственных материалов до февральской революции 1917 года. В 1919 году был мобилизован и отступал с армией Колчака. Сначала в качестве обозника , а потом церковника. С 1920 года диаконом в Никольском соборе, (лист 39 , ф. 603 , оп.2 , дело 2).
Доманский Николай Илларионович - священник. 1838 года рождения. На службе был 44 года 3 месяца (1858-1866 состоял пономарем, с 12.11.1866г. по 12.09.1868г. - диаком, с 12.09.1868г. по 26.03.1903г. на должности священника). Уволен по болезни. В Мариинске имеет 2 дома, (л.21, д.ф.11,оп.1, дело З, ГАКО).
Злитотрежнев Александр ... - священник. Сын священника. Год рождения 1964. Окончил курсы Томской Духовной семинарии 2.04.1888г. Рукоположен в священника 4 декабря 1890г. Жена Алла, 1873 года рождения. ( л. 14, д.ф.ГЦопЛ, дело З, ГАКО).
Илвин? Николай Иванович - псаломщик. До 1914 года учился в мужской гимназии города Троицка. Впоследствии учился в Томском университете , а в сентябре 1919 года мобилизован Колчаком на военную службу, служил младшим писарем в армии Колчака. Затем служил в Троицкой канцелярии военной части . В 1921 году состоял членом Союза работников просвещения и социальной культуры в городе Троицке Челябинской губернии. В 1921 году был председателем Комитета библиотечного союза в городе Троицке. С февраля 1922 года псаломщиком Никольского собора .(лист 37 , ф.603 , оп.2 , дело 2).
Ильинский Павел Михайлович - протоиерей. Родился 2 января 1852 года. Проживал по улице Никольской №3 в городе Мариинске. Окончил Томскую Духовную семинарию. Женат. В мае 1922 года был арестован, в связи с изъятием церковных ценностей, вызывался в город Томск. После дачи показаний получил разрешение выехать в Мариинск, к месту своего служения (лист 6, ф.603 , оп.2 , дело 2).
Иоанн (надпись не разборчива) - диакон. Сын священника. Год рождения 1869. Закончил духовную семинарию 1883г. Согласно прошению был переведен 19.09.1894г. дьяком в Никольский собор. Состоял с сентября 1894г. по сентябрь 1898г. учителем и законоучителем градо - Мариинской церковноприходской школы. ( л. 13, д.ф.1 l,on.l, дело З, ГАКО).
Каранатов Федор Иоаннович - священник. 1847 года рождения. Состоял на должности священника 34года 5 месяцев. Пенсию получал 200 рублей в год. В 1903 году проживал в собственном доме в Мариинске.
Жена - Татьяна Ивановна , 1856 года рождения. Дочь Анна замужем за городским врачом. Дочь Елена, 1874 года рождения, замужем за заведующим приходского училища в городе Бийске. Сын Михаил, 1884 года рождения, был учителем в городском приходском училище города Мариинска.
(л.20-2 L, д.ф. 11,оп. 1, дело З, ГАКО).
Любомиров Александр Николаевич - священник. Родился в 1885 году. Проживал по улице Никольская №1 . Окончил курс Духовной семинарии. Женат , в семье семь человек . Состоял в профсоюзе совработников в городе Мариинске в 1920 году . До войны 1914 года был священником села Белогородка Мариинского уезда . С февраля 1917 года священником в Мариинском соборе (лист 7, ф.603 , оп.2 , дело 2).
Миронова Елизавета Егоровна - изготовляла просфоры. Мариинская мещанская дочь, девица, 1861 года рождения. К должности допущена за неимением способности лиц духовного звания по ее безукоризненным способностям и прилежанию к церкви. (л.20, д.ф. 11,оп. I, дело З, ГАКО).
Модин Семен Матвеевич – псаломщик. Родился I февраля 1874 года. Проживал по улице Гоголевская №1 в собственном доме. Женат, имел трех сыновей и одну дочь. Закончил сельскую школу.(лист 35 , ф.603 , оп.2 , дело 2) .
Мраморов Леонид Алексеевич - сверхштатный священник в должности уездного наблюдателя церковных школ. 1879 года рождения. Окончил курсы в 1900г. Томской Духовной Семинарии со званием студента. Рукоположен 9.08.1900г. в священника к церкви села Николаевского благочиния 5. (л. 12, д.ф. 11 ,оп. 1, делоЗ, ГАКО)
Побединский Александр Дмитриевич - священник. 1879 года рождения. Сын псаломщика Саратовской епархии. Обучался и окончил курсы по 2-му разряду в Томской Духовной Семинарии в 1901 году. Рукоположен в дьяки 2.09.1901г., а в священника к Мариинскому Никольскому Собору 5.09.1901г. Состоял законоучителем с 3.10.1901 в мужской церковно-приходской школе, в Мариинском городском двухклассном мужском училище с 20.09.1901г., а с 1.04.1903 в приходском городском мужском училище. Являлся членом Мариинского уездного отделения Епархиального училищного совета с октября 1901г. Был членом (делопроизводителем ) братства Святого Димитрия с сентября 1901г. За усердие к мужской церковноприходской школе объявлена Архипастырская благодарность 3.09.1903г. Жена-Анна Петровна, 1883г. Дочери Руфина (1901-1902 года рождения) и Людмила (1903 года рождения), (л. 11, д.ф.11,оп.1, дело З, ГАКО)
До войны 1914 и февральской революции 1917 года был священником при градо-Мариинском соборе. До свержения Колчака работал конторщиком при пригородных заводах, а затем был счетоводом хозяйственного отдела Мариинского Союза Кооператоров . При Колчаке работал в Мариинском Союзе Кооператоров в селе Обояновка . С 21 мая 1922 года священником в Обояновской церкви .(лист 24, ф.603, оп.2, дело 2 , ГАКО).
Сидонский Александр Григорьевич – настоятель, священник. Сын дьячка. Родился в 1843 году. В 1866 году окончил курсы Томской духовной семинарии. 30 июня со степенью студента рукоположен во священника к градо-Канскому собору. С августа 1867г. по октябрь 1869г. состоял в Каннском приходском училище законоучителем. 1 августа 1867г. по прошению начальницы Томской женской общины и своему согласию переведен к Иннокентьевской церкви, что при этой общине 30.09.1869г. В течение 17 лет (12.1 1.1869-19.061886} преподавал закон Божий нижним чинам в школе при Томском резервном б..., преподавал закон Божий в Томском приходском училище 24 года {1870-1894}. За усердную и полезную службу и хорошее поведение, награжден набедренником 2 августа 1870 года. Состоял 22 года (1879-1893) членом Томского епархиального цензурного Комитета. 15 лет (1871-1886) преподавал закон Божий нижним чинам Томской Этапной команды. Совершал требы в лазарете Томска 15 лет (1871-1886). За усердие по составлению поручений и за особые труды по цензурному Комитету 14 августа 1872г. объявлено Архииас юрское благословение. За отличную усердную службу церкви Божьей 22 апреля 1874г. удостоен благословения Святого Синода. 20 лет (1874-1866) состоял при военно — Судной Комиссии. До февраля 1877г. был законоучителем при Духовном училище Томского женского монастыря. С 23 февраля 1877г. по 8 ноября 1888г. состоял попечителем и казначеем Томского Епархиального Попечительства. По его прошению 20 декабря 1877г. переведен к Томскому Кафедральному собору. За заслуги по военному ведомству Высочайше награжден 1 апреля 1879г. бархатной фиолетовой скуфей. Съездом депутатов Томского училищного Округа был постоянно избран и состоял членом правления Томского Духовного училища 21 год (1881-1902). 11 лет (1881-1892) состоял постоянным депутатом с духовной стороны для присутствия при следствиях, разбирательствах и решениям по уголовным делам, при которых были задействованы лица духовного ведомства. 3 сентября 1883г. был избран Епархиальным съездом членом Совета Томского Епархиального женского училища. За ревностные и полезные труды в должности члена Правления Духовного училища 28.09.1888г. ему была объявлена благодарность. За заслуги по военному ведомству Святым Синодом 8.04. 1884г. награжден. Состоял преподавателем Комитета по устройству Томского Епархиального женского училища и за усердную службу и ревностную деятельность по открытию, устройству училища, была объявлена Архипасторская благодарность 29.05.1884г. Постановлением духовенства 27.09.1884г. был избран членом комитета по постройке нового женского духовного училища. По своему прошению 19.06. 1886г., указом Консистории был освобожден от занятий по военному ведомству, а за многолетний труд и по предложению Преосвященства 1 июля назначен на должность ключара Томского Благовещенского собора, в этой должности пробыл 16 лет (1886-1902). 3а службу был награжден наперсным крестом от Святого Синода 24.10.1888г. Был законоучителем в Томской Ветеринарной фельдшерской школе 6 лет (1888-1894). Был законоучителем 20.5 лет Томского уездного училища Министерства Народного Просвещения. Указом Томской Духовной Консистории от 5.05.1892г. за № 3289 за составление сказаний о 4 Чудотворных иконах, приносимых в г. Томск из соседних селений, выражена ему Архипастырская признательность. Состоял членом цензурной Комиссии в течение 9 лет (1893-1902). За заслуги по духовному ведомству 15.05.1893г. ему было вторично дано благословление от Святого Синода. За заслуги по духовному ведомству был награжден орденом Святой Анны 3 степени 3.02.1895г. Состоял законоучителем мальчиков и девочек в школах, открытых в Томске в память бракосочетания их Императорского Величеств 7 лет (1895-1902). Имеет серебряную медаль на Александровской ленте в память царствования Александра 3-го. Для пользы службы, по предложению его Преосвященства, указом Духовной Консистории 28.08.1902г. за № 7656 определен настоятелем и Благочинным градо-Мариинского собора 28 августа 1902г. Был назначен директором Мариинского Тюремного отделения 9 декабря 1902г. За 25 летную службу при Благовещенском Томском Соборе, по благословению Преосвященного Макария, прихожанами поднесен золотой, украшенный драгоценными камнями наперсный крест 1 октября 1902г. За долговременную и полезную службу в звании члена правления Томского Духовного училища было дано Архипастырское благословление в 1902г. Назначен преподавателем Мариинского отделения Епархиального училищного Совета 20.09.1902г. Назначен непременным членом Мариинского библиотечного общества 18.11.1902г. 6 ноября 1902 назначен председателем Мариинского Отделения Братства Святого Димитрия.
Жена ~ Мария Ивановна , 1845 года рождения. Дочь Вера, 1868 года рождения, замужем за преподавателем Тобольской Духовной Семинарии. Дочь Надежда, 1870 года рождения, замужем за доктором, жила в городе Ярославле. Дочь Любовь 1876 года рождения, замужем за учителем Реального училища в Томске. Сын Иоанн 1878 года рождения, окончил курсы Духовной Семинарии и служил в железнодорожном ведомстве. Сын Николай, 1880 года рождения, обучался в Казанском ветеринарном институте. Дочь Мария, 1883 года рождения, обучалась в Томской Сибирской школе. Дочь София, 1881 года рождения, окончила курсы в Томском Епархиальном училище. ( л.5-10, д.ф.11,оп.1, делоЗ, ГАКО).
Смирновский Николай Дмитриевич - диакон. Сын священника. Родился в селе Озерецком Самарского уезда 5.06.1877 года. Не окончив курс Самарской Духовной семинарии, 22 июня 1892г. был уволен. 14.09.1895г. получил удостоверение от курсов. В 1896г. в октябре получил свидетельство от курсов за очень хорошие успехи по школьному делу. Преосвященным Епископом Самарским определен псаломщиком в село Павло—Антоновку Бузулукского уезда 9.10.1896г. По прошению переведен псаломщиком в село Наталчино Самарского уезда 8 июля 1897г. Томским Епархиальным училищным Советом определен 10.04 1900г. учителем в село Валерьяновка Мариинского уезда, с правом получения диаконского дохода. 9.11.1901г. вторично Преосвященным Макарием Епископом Томским определен учителем в село Валерьяновка Мариинского уезда, благочиние 14, с правом получения диаконского дохода (без рукоположения в дьяки). Согласно прошению, перемещен 24.09.1902г. Томским Епархиальным Советом в село Прокопьевское Мариинского уезда. Впоследствии переведен к церкви села Лазоревского благочиние 12. В ноябре 1902г.был назначен экономом Томской Духовной семинарии. Указом был назначен в сентябре 1903г. наблюдателем церковных школ Мариинского уезда. С августа 1903г. состоял членом Мариинского уездного Комитета Томского попечительства о народной трезвости.
Жена - ... Владимировна, 1882 года рождения. Дочь Вера, 1901 года рождения, (л. 12-13, д.ф.Н,оп.1,делоЗ, ГАКО).
Спасский Евгений Николаевич - псаломщик. 1883 года рождения. Сын священника обучался и окончил курсы в Томском Духовном училище. По прошению назначен псаломщиком к церкви села П... 25.10.1899г. По болезни уволен 7.02.1901г. По прошению, 27.06.1901г. назначен псаломщиком в церкви села Сандайского благочиние 11. Указом Томской Духовной Консистории перемещен псаломщиком в Никольский собор 15.04.1903г.
Холост. (л. 17-18, д.ф.11,опЛ, дело З, ГАКО).
Романовский Федор Сергеевич – священник. 1879 года рождения. Обучался и окончил курс в Московской Духовной Семинарии в 1900 году. По резолюции его Преосвященства 24.08.1901 года был назначен к Мариинскому Николаевскому Собору с предоставлением ему права преподавать закон Божий в городском женском приходском училище (с 1901г.). Являлся законоучителем в женской прогимназии с октября 1902г., а в церковно-приходской школе с сентября 1901г. Согласно Указу Томской Духовной Консистории, состоял действительным членом Мариинского уездного Комитета Томского попечительства о народной трезвости с 11 июня 1902г. Состоял членом и казначеем Мариинского уездного отделения Епархиального училищного Совета с октября 1902г. Был членом братства Святого Димитрия с сентября 1901г. Рукоположен в диакона 26.08.1901г. Рукоположен в священника 30.08.1901г.
Жена - Екатерина Васильевна, 1878 года рождения. Сын Анатолий, 1901 или 1902 года рождения. (л. 10, д.ф.11,оп.1,делоЗ, ГАКО).
Царенко Николай Авксентьевич. Священнослужитель. Родился в мае 1866 года в г. Алупка Таврической губернии. В сан священника возведен в 1893 году. В 1935 году был направлен священником в Мариинск. В 1938 году арестован. На его фотографии сделана им последняя надпись: "Надо идти... Сознание, что мысленно вы всегда со мной, будет бодрить меня. Молитесь обо мне... 1 марта 1938 год. 9ч.35м. вечера г. Мариинск". Где священнослужитель отбывал заключение пока не установлено.
Юрков Николай Григорьевич - диакон. Родился в 1871 году. Проживал по улице Никольской №25 в городе Мариинске. Участник первой мировой войны. Служил в Никольском соборе диаконом. (лист 38 , ф. 603 , оп.2 , дело 2).

Селькупы. Местные краеведы утверждают, что, по крайней мере, во второй половине 17 века, на месте нашего города, находилось селькупское стойбище.
Селькупы (известны ещё под названием остяко-самоеды и нарымские остяки) относятся к самодийской ветви уральской языковой семьи, южной её группе. Когда и откуда появились они в Приобье? Где их изначальные истоки? Из сообщений путешественников, миссионеров, исторических документов известно, что в XVI веке в Среднем Приобье они уже проживали. А раньше?
Дискуссии о прародине селькупов и других самоедо-язычных народов ведутся вокруг трёх точек зрения с различными вариантами. Две гипотезы сложились ещё в XVIII веке, их высказывали лингвисты и этнографы.
В 20-х годах XVIII века пленный шведский офицер, увлекшийся изучением народов Сибири, Ф.И. Страленберг, был включен в состав Академической экспедиции под руководством Д. Г. Мессершмидта. Он обнаружил, что на самодийском языке говорили не только самоеды европейского северо-востока , но и ряд народов Западной (остяко-самоеды) и Южной (камасинцы) Сибири. Из этого наблюдения исследователь сделал вывод, что прародина самодийцев – северо-западней Урала, откуда они расселились вплоть до Саянского нагорья.
Через 50 лет И.Ф. Фишер высказал противоположную точку зрения. Томские остяки, как он называл селькупов, и камасинцы жили когда-то вместе, на юге Сибири и, «боясь татар, пошли в ближайшие к северу страны». Дальнейшее развитие эта гипотеза получила в работах выдающегося финского лингвиста и этнографа М.А. Кастрена, который в середине ХIХ в. по заданию Российской Академии исследовал язык и быт народов Сибири. Согласно его теории исконной прародиной современных самодийских народов, в том числе и селькупов (Кастрен их включал в южную самодийскую группу наряду с карагасами, маторами и др.), была Южная Сибирь, а точнее Алтае-Саянское нагорье и Минусинская котловина. Благодаря скрупулёзному анализу Кастреном языков южносибирских народов и доказательству очевидного пребывания там самоедов раньше тюрко-язычного населения, гипотеза южной прародины селькупов стала господствующей. В.Н. Чернецов в 60-е годы предложил область формирования самодийцев, начиная с IV тысячелетия до н.э. расширить от Енисея до Иртыша. Культуру Среднего Приобья (её ещё предстояло изучать) с Х в. он отнёс к праселькупской.
2,5 тысячи лет назад (в V в. до н. э.) в Нарымско – Сургутском Приобье на местной основе сложилась самобытная культура, названная кулайской, по первым необычным находкам на горе Кулайка, в с. Подгорном (р. Чая). На древнем святилище кулайцев были найдены оружие и ажурные и сплошь литые из бронзы изображения людей и животных (лосей, медведей, птиц, змей), отражавших мировоззрение народа. Сейчас разнообразных кулайских памятников известно в Западной Сибири свыше 300. Культуру отличает ярко выраженное своеобразие глиняной посуды (керамики), оружия, орнамента, жилищ, погребального обряда.
Кулайской культуре суждено было сыграть значительную роль в истории самодийских народов и, в частности, селькупов. Она существовала тысячу лет. За это время границы её постоянно расширялись. В III в. до н. э. начинается первая волна переселения кулайцев на юг – в Притомье и Прииртышье. Исходная причина миграций – прирост населения; биологическая продуктивность Среднего Приобья была низкой, промысловые участки незначительными, а кулайцы жили за счёт рыболовства и охоты. Устранение экологического несоответствия (природа не могла прокормить избыточное население) возможно было тогда прежде всего за счёт расширения территории. Массовые миграции кулайцев идут в разных направлениях. На севере они достигли Обской губы и низовий р. Таз, а затем продолжаются – через Северный Урал – в бассейн р. Печоры. На юге кулайцы расселились до горного Алтая и Чулымской, а на западе до Тоболо-Иртышской лесостепи. Таким образом в Западной Сибири возникла огромная кулайская общность, по-видимому, фиксирующая сложение самодийского языкового единства. К середине I тысячелетия эта общность распалась.
Потомки кулайцев на юге под давлением алтайских тюрок частично продвинулись на средний и верхний Енисей и положили начало самоедоязычным камасинцам: койбалам, маторам, карагасам. На севере самодийцы-кулайцы были оттеснены в пределы циркумполярной зоны усилившимися уграми (предки хантов, манси). И здесь заложили основу северных самодийских народов:ненцев, энцев, нганасан. На западе небольшая группа посткулайского населения, смешавшись с уграми и ираноязычными саргатцами, под давлением движущихся с востока кочевников, из Тоболо-Иртышья откатились на Южный Урал, где заложили основы протомадьярской культуры.
В среднем Приобье в VI в. на основе кулайских традиций возникла уже праселькупская релкинская культура (названа по могильнику Релка в райцентре Молчаново). Именно в ней наиболее ярко отразилась этническая самобытность, унаследованная последующими поколениями селькупского народа и отражённая в археологических памятниках Нарымского Приобья XV- XVIIвв. и этнографии селькупов. Это было золотое время в культурной истории края и селькупского народа: помимо традиционного рыболовства и охоты резко увеличивается процент скотоводческих хозяйств. Разводились местные, неприхотливые к суровым условиям породы лошадей. В междуречье Томи и Оби появляется мотыжное земледелие. В охоте стал преобладать пушной промысел, и как результат активно развивается торговля с соседями. Завозятся дорогие шелковые ткани, оружие, скакуны, украшения. Переживает небывалый подъём духовная культура. Внутри релкинского общества родовые связи слабеют, усиливается военно-родовая элита, культивируется образ вождя.
Этногенез селькупов на долгом и историческом пути протекал в сложном переплетении судеб угров и тюрков, тунгусов и славян. Формирование самобытного народа проходило в мирных контактах и ожесточённой борьбе, в условиях расцвета и упадка культур, запутанных лабиринтах общественных отношений.
История селькупов ещё не написана, в ней немало неясного,
Многому требуется объяснения и доказательства.

Сибирский тракт. Около 5 веков назад началось заселение и освоение необъятных пространств Сибири. Первые тропы в эту великую и неизвестную страну были проложены бесстрашными землепроходцами, русскими предприимчивыми людьми. Поход Ермака положил начало присоединению Сибири к русскому государству. Благодаря присоединению этого края к Русскому государству коренное население стало сближаться с более передовым в отношении хозяйства и культуры русским народом, перенимать пашенное земледелие с применением плуга.
Русские поселенцы на территории Кузбасса появились в начале XVII века. Но постоянная военная угроза со стороны кочевых племен мешала заселению Кузнецкой котловины. Важное значение в освоении Кузнецкой земли имел Московско-Сибирский тракт, строительство которого началось во времена правления Анны Иоанновны, в 1733 г. Трактом пользовались для перевозки почты, различных грузов, пассажиров. По нему гнали ссыльных в Сибирь.
В 17 веке границы русских владений в Сибири значительно продвинулись к югу. Томск перестал играть роль военно-стратегического центра. Основную часть населения составляли уже не служилые люди, а крестьяне и ремесленники. Русские купцы привозили кожаные изделия, украшения обменивали их у местных жителей на пушнину.
В1735г. Сибирский тракт прошел через Томск на с. Кийское (Мариинск). Притрактовая зона постепенно становилась полосой с наибольшей плотностью населения.
Под влиянием русских переселенцев местное население отказывалось от полукочевого образа жизни. Оно научилось строить бревенчатые избы, которые пришли на смену полуземлянкам и юртам. Русские принесли в Сибирь свою культуру земледелия, скотоводство оседлого типа с заготовкой кормов на зиму.
Московско-Сибирский тракт был довольно оживлен. Почта провозила по нему пассажиров и различные грузы, проезжали купеческие караваны с товарами, следовали воинские отряды, переселенцы. И шли, шли, звеня кандалами, ссыльные. Отдыхали на этапе и следовали далее: кто в Иркутск, кто в Верхоянск, а кто и дальше - на Сахалин. В 1822 году, разработанный М.М. Сперанским и Г.С. Батеньковым "Устав об этапах" предусматривал создание на всём пути следования ссыльных в Сибирь особых этапов (пунктов отдыха); определения состава и движения ссыльных партий; функции этапной стражи и обязанности местных властей; строгий учет ссыльных и т.д. Вдоль Сибирского тракта была построена 61 тюрьма, где ссыльные обеспечивались едой и одеждой.
Путешествуя на Сахалин, по тракту проезжал и Антон Павлович Чехов. В разное время в ссылку и на каторгу через Московский тракт проследовали А. Н. Радищев, декабристы, польские повстанцы, Н. Г. Чернышевский, Б. П. Шостакович (организовавший побег Чернышевскому, дед выдающегося советского композитора Дмитрия Шостаковича), Г. И. Успенский и др.
Менее оживленным Московский тракт стал с приходом в Сибирь Транссиба.

Сиблаг. СИБУЛОН означает "Сибирское управление лагерей особого назначения", по-другому "Управление сибирских лагерей особого назначения". Соответственно, СИБЛОН - это "сибирские лагеря особого назначения". Узников этих лагерей в просторечии звали сибулонцами, аналогично тому, как узников БАМлага в просторечии звали бамовцами. СИБЛОН появился на свет в 1929 г., прежде, чем коммунисты придумали перекрестить свои концлагеря в ИТЛ. В 1935 г. СИБЛОН переименовали в Сиблаг. Лагуправление поначалу находилось в Новосибирске, в 1933 г. его перевели в Мариинск, в 1935 г. обратно в Новосибирск, в 1937 г. опять в Мариинск, в 1939 г. обратно в Новосибирск. В 1943 г. управление Сиблага окончательно перевели в Мариинск
В 1930-50-е годы в Кузбассе действовало более четырехсот лагерных подразделений, входивших в состав Сиблага, Севкузбасслага, Южкузбасслага, Горшорлага, через которые в те годы прошло (по предварительным подсчетам) около 2,5 млн. человек. Из всех сибирских лагерей около 80% действовали на территории Кузбасса.
Сиблаг входил в структуру ГУЛАГа и сам имел множество подразделений. Мариинское отделение Сиблага появилось в 1930 году, а в 1937 году был создан Мариинский отдельный лагерный пункт (ОЛП), который непосредственно находился в Мариинске.
Заключенные занимались лесозаготовками, промышленным и сельскохозяйственным производством. Мариинское отделение Сиблага имело распределитель заключенных и центральный госпиталь для заключенных.
Подразделения Сиблага раскинулись на территории нынешних Кемеровской, Новосибирской, Томской, Омской областей, Красноярского и Алтайского краев. Из 36 установленных крупных лагерей Сиблона 30-х годов в Кузбассе находилось 16 (в населенных пунктах Антибес, Арлюк, Ахпун (Темиртау), Берикуль, Баим, Кемерово, Кожух, Мариинск, Новоивановка, Орлово-Розово, Осинники, Тайга, Суслово, Юрга, Яя).
Учреждения Сиблона в основном занимались производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Имелись фермы крупного рогатого скота и по выращиванию свиней, лошадей; маслодельные, овчиношубные и кирпичные заводы. В Мариинске развивалась база по металлообработке. Отдельные подразделения специализировались на лесозаготовке.
В мае 1942 года Сиблаг реорганизуется. Из подразделений, расположенных в Кузбассе, образуется сельскохозяйственный ИТЛ с официальным названием «Сиблаг НКВД» с дислокацией Управления лагерей в Мариинске. В Сиблаг включили 11 лагерных отделений (собственно лагерей), центральный госпиталь, учебный комбинат, типографию, подсобное хозяйство. Его земельные угодья составляли около 92240 га, выходное поголовье свиней – 28547 голов, крупного рогатого скота – 6636 голов. Имелись 272 трактора, 63 комбайна, 66 автомобилей, сеть ремонтных мастерских. По тем временам это была мощная база.
Сиблаг давал фронту в основном продукцию с/х – мясо, сало, сливочное масло, сушеный картофель, овощи. А также изготовлял полушубки, меховые унты и рукавицы для летчиков, валенки, ящики для боеприпасов. В 1943 году началось строительство пимокатного цеха производительностью 100 тысяч пар валенок в год. Заключенные производили ремонт и чистку армейского обмундирования. Продукцию оборонного значения давал завод «Рекорд» при Мариинском отделении, эвакуированный в тыл из города Курска, изготавливавший гранаты, мины, авиабомбы. В военное время Сиблаг фактически перешел на самообеспечение. Здесь производили для собственных нужд и местного населения стекло, бумагу, войлок, хром, веревки, нитки суровые, бочки, ложки, телеги, сани, мыло, клей, мебель. Действовали такие производственные цеха, как вязальный, корзинный, керамический, пуговичный, кирпичный.
С середины 50-х годов ХХ века Сиблаг начинает передавать свои сельскохозяйственные подразделения в народное хозяйство области. А в июле 1960 года был ликвидирован.
После расформирования лагерей на их землях создавались новые сельхозпредприятия, а рабочая сила формировалась наполовину из бывших заключенных.
На 1 марта 1952 года в Сиблаге насчитывалось 31765 заключенных, это намного больше, чем в Севкузбасслаге или Южкузбасслаге.

Спиртовый комбинат. 20 апреля 1938 года жители тихого Мариинска вздрогнули от мощного гула: заработал в городке новый завод — спиртовой. В этот день на заводе впервые сварили и выдули в затор сваренную массу для приготовления дрожжей. Проектная мощность завода с первых же дней позволяла выпускать в сутки до 6 тысяч декалитров спирта. Мариинский спиртовой завод стал одним из самых крупных предприятий довоенного Советского Союза. Особая потребность в спирте возникла в стране в годы Великой Отечественной войны. Мариинский завод остался в то время едва ли не единственным в стране поставщиком спирта, ставшего стратегическим продуктом. Поскольку, начиная с осени 1942 года, нарком Ворошилов приказал ежедневно выдавать каждому бойцу "наркомовскую норму” алкоголя. В каждой роте у каждого старшины была тогда особая мерка, вмещавшая ровно 46 граммов спирта. А требовался он и в Карелии, и в Заполярье для профилактики обморожения. Остро нуждалась в продукции завода и медицина, и многие другие отрасли. Именно во время войны за 54 дня по приказу правительства было установлено дополнительное оборудование, и с 1 сентября 1942 года завод стал давать не 6, а 7,5 тысяч декалитров в сутки. Это притом, что на основном производстве работали тогда старики да женщины...
В последующие 30 лет мощности завода увеличились вдвое. Он стал вырабатывать в сутки по 12 тысяч декалитров спирта-ректификата. К этому времени здесь были хорошо отлажены мощные производства по выпуску углекислоты, крахмала, биомицина. Поэтому в 1965 году завод преобразовали в спиртовый комбинат. И Мариинский спирткомбинат стал одним из двух крупнейших в стране производителей спирта. Мариинский спирт был (и остается) основным сырьем для многих ликеро-водочных заводов Сибири и Дальнего Востока, выпускающих крепкие напитки.
Еще через 30 лет к имеющимся на комбинате производствам добавился водочный цех, построенный собственными силами. По сути дела на территории предприятия вырос новый завод — многоэтажное промышленное здание, где установлено самое современное оборудование для производства водки на собственном спирте.
С 1997 года на спиртовом комбинате используется генно-инженерный термотолерантный штамм дрожжей — лучший на сегодняшний день среди отечественных промышленных штаммов. Около 20 лет мариинцы в спиртовом производстве применяют только технологию непрерывного разваривания сырья. Высокий уровень технологии производства позволил предприятию получить разрешение Департамента пищевой промышленности и продовольствия РФ на выпуск спирта "Люкс” и "Альфа” для изготовления высококачественных элитных водок.
Но кто-то, вероятно, хотел «погреть» руки от «монетного двора Кузбасса», что осенью 2004 года едва не привело комбинат к банкротству: не было оборотных средств, долги по зарплате и налогам превысили допустимые границы. Директор предприятия В.Д. Калугин подал в отставку. В сентябре 2004 года предприятие под свою опеку взяла холдинговая компания «Сибирский деловой союз», в руках которой оказалось 49 процентов акций спиртового комбината. Гендиректором был назначен бывший сотрудник ФСБ Анатолий Филимонов. За короткий срок были погашены почти 130 млн. рублей долга в бюджеты, выплачены долги по зарплате за три месяца, задолженность по кредитам снижена с 250 до 150 млн. рублей. Словом, банкротства предприятия удалось избежать.

Стихии:

9 апреля 1989 года жители города и района были свидетелями разбушевавшейся стихии. Пострадали как промышленные и сельскохозяйственные предприятия, так и частный сектор. Например, в совхозе «Авангард» ветер унес с крыш животноводческих ферм, жилых строений около 6 тысяч квадратных метров шифера. Повреждены линии электропередач в Суслово, Знаменке, Ивановке. Диспетчер горэлектросети отметил в регистрационном журнале 130 заявлений граждан о перебоях в электроснабжении. В совхозе «Раздольный» ветер пощадил только 30% теплиц. Частично повреждена и рассада овощных культур.
По данным метеостанции, скорость ветра достигала 94 км в час или 26 м в секунду. Штормовое предупреждение из областной метеорологической станции было передано с опозданием. Урок стихии мариинцы получили хороший. Особенно ясно была видна работа различных строительных организаций города и района – прикрепленные на живую нитку листы кровли летели по воздуху, как бабочки. Только по счастливой случайности не пострадали люди.

Декабрь 1996 года. Поздней осенью 1996 года большая стая волков мигрировала в Кузбасс с Алтая. Возникла угроза от хищников диким и домашним животным. Поэтому с 1 декабря областное производственное объединение «Промохота» объявило конкурс на регулирование численности этих зверей. Нашествие волков не обошло и Мариинский район. С каждым днем в государственную охотничью службу стало поступать все больше и больше сигналов о появлении многочисленных волчьих следов и встречах с хищниками. Так прямо на дороге в районе Пихтовки был сбит автомобилем матерый волк. В окрестностях села Мелехино местный лесник оказался свидетелем кровавой охоты трех хищников на стадо косуль. Только вмешательство лесника спасло копытных, а один зверь был уничтожен. На отстрел волков в районе выезжали многочисленные группы охотников. Им-то стимул был: и шубу хорошую можно было заполучить и солидную премию в награду.

9 августа 1998 года с самого раннего утра на ногах было все руководство Мариинского лесхоза: в девятом и десятом кварталах Таежномихайловского лесничества вовсю полыхал пожар. В короткий срок к месту бедствия прибыли тяжелые бульдозеры от строительных организаций ДСУ-3 и ДРСУ. Механизаторы создали вокруг очага пожара широко пропаханную мертвую полосу. Пожар успел пожрать лес на площади 130 гектаров, но далее путь ему был прегражден. Только внутри еще долго буйствовало пламя.
Но на том испытания для лесников не ограничились. Беда поджидала их в противоположной точке лесного массива – Комиссаровском лесничестве. На помощь Мариинским коллегам незамедлительно пришли со своей техникой механизаторы Чебулинского и Ижморского районов. Не без труда, лишившись на десятках гектаров ценных хвойных пород леса, человек и здесь сумел поставить заслон огню.
Пока тушили лесной пожар в Комиссаровском лесничестве, поступило сообщение, что еще один огненный вал идет по черничным болотам, вплотную подступив к массиву Тонгульского лесничества. Ущерб от августовских пожаров огромен. Даже оставшаяся на корню, но обожженная пламенем корабельная сосна в Комиссаровке более уже не оправилась. Не скоро вернулись к плодоношению ягодники в Таежной Михайловке.

7 мая 1999 года разыгралась трагедия в микрорайоне лесокомбината. Первый сигнал о пожаре поступил в администрацию города в 13 часов 55 минут. Огонь распространялся со стороны цехов лесокомбината. Стремительно наступая, он охватил ЖЭК, жилые дома, контору, клуб, библиотеку, перекинулся на мебельную фабрику. Состояние атмосферы, штормовой ветер с порывами до 30 метров в секунду создавали для пожара благоприятные условия, строения вспыхивали, как свечки и сгорали дотла в считанные минуты. Людям практически ничего не удалось спасти, большинство осталось даже без документов. Кров потеряли 39 семей (104 человека). 15 человек доставлены в больницу, в том числе четверо – в реанимацию.
В ликвидации пожара, кроме мариинских пожарных, приняли участие экипажи пожарных машин из Кемерова, Ижморки, Тяжина, Чебулов, Суслова, три пожарных поезда. Огонь был настолько сильным, что пожарные расчеты практически лишь локализовывали его, защищая от возгорания соседние строения.
По факту пожара было возбуждено уголовное дело. Следствие установило поминутную картину трагедии. Конечно, ее масштабам способствовали погодные условия. Но беда не была неожиданной. На протяжении нескольких дней на территории лесокомбината горели опилки и лесоотходы, накапливаемые годами. Однако необходимых мер безопасности принято не было.

Июль 1999 года. Бедствием лета стало нашествие вредителя сельхозугодий – лугового мотылька. Он одолел ряд территорий Мариинского района и пригорода, в частности совхоза-техникума, ОПХ «Кийского», «Раздольного», учхоза ПУ-83, Баима, комбината «Алтай», маслозавода, садовых участков «Медика».
Администрацией города срочно были выделены средства на приобретение ядохимикатов для обработки оккупированных гусеницами мотылька картофельных плантаций горожан. 28-30 июля проведена обработка пораженных участков, границ посадки картофеля, обочин дорог.

Январь 2001 года. Такого морозного января, пожалуй, не помнили и старожилы. Столбик термометра опускался за отметку «-55». Сильные морозы продержались больше недели. Мороз щипал не только носы и щеки, но и рвал многожильные электрические провода. 22 раза на устранение таких обрывов выезжали аварийные бригады горэлектросети. В ряде микрорайонов города, особенно в центре, ощущалась острая нехватка тепла, как в жилых домах, так и в административных зданиях предприятий, учреждений, организаций, где температуры едва достигали 6-8 градусов выше ноля. Естественно, в ход шли всевозможные обогреватели. А отсюда и новые беды: произошли пять пожаров и несколько загораний. Сгорело два жилых дома, частный гараж, строящееся здание на станции Предметкино, магазин по улице Ленина, 15. Пожар в жилом доме по переулку Восточному унес жизни двух человек.
Десятки мариинцев по поводу обморожения обратились за медицинской помощью, шестнадцать из которых были госпитализированы. Не обошлось и без ампутаций конечностей. На улице Енисейской замерз 42-летний мужчина.

21 июня 2001 года. Над Чебулинским и Мариинским районами пронесся ураган. Скорость ветра достигала 30 метров в секунду. К тому же, шел проливной дождь с градом. Отдельные градины достигали веса 70 граммов. Стихия оставила серьезные последствия: были повреждены учреждения культуры, образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилые дома на Кийской и Большеантибесской территориях. В ОПХ «Кийском» и 1-м отделении совхоза «Авангард» (с. Большой Антибес) на площади более тысячи гектаров огромным потоком воды смыло посевы зерновых и силосных культур, на площади 60 га вывернуло на поверхность клубни семенного картофеля. В Большом Антибесе разрушены кровли на двух коровниках, откормочном помещении, зерноскладе и зернокомплексе. Но главный удар стихии пришелся на долю Второй Пристани, где ветром сорвало крышу районного Дома культуры, градом выбило все стекла, выведен из строя подвесной потолок, обрушена часть кирпичной стены, повреждена электропроводка, пострадал книжный фонд библиотеки, музыкальная аппаратура, мебель и т.д. Потери для ДК составили более 1800 тысяч рублей. В соседней с ДК школе и фельдшерском пункте выбиты стекла.
Материальный ущерб от стихии в Мариинском районе составил 17 миллионов рублей.

27 сентября 2003 года. В 19-30 часов по местному времени на границе России, Китая и Казахстана в 350 км южнее Бийска произошло землетрясение. Его сила в эпицентре составила 8,5 балла по шкале Рихтера. Подземные толчки ощущались и в Кузбассе. Специалисты подтвердили, что сила землетрясения на территории нашей области составляла 2-3 балла. Его волна прошла по Алтайскому, Красноярскому краям, Новосибирской, Томской и Читинской областям, по Хакассии и Горному Алтаю. Землетрясение впервые заставило мариинцев задуматься о том, что и наш город находится на территории сейсмической неустойчивости. Мариинцы в первые минуты не поняли, что произошло, многие признавались, что просто не знали, как вести себя в такого рода ситуации. Однако массовой паники в городе не возникло, причем как раз благодаря тому, что люди до конца не осознали истинной опасности землетрясения. Служба ЧС города оказалась не готова к подобной экстремальной ситуации, за что и получила неудовлетворительную оценку на аппаратном совещании у главы города.

Суслово. Старинное сибирское село Суслово своим возникновением обязано Московскому тракту. В 1733 году вышел сенатский указ о строительстве Московско-Сибирского тракта до Иркутска. Вскоре остолбили дорогу и завезли лошадей, т.е. село Суслово первоначально возникло как почтовая станция. Уже в начале 18 века значение Сибири в системе Российского государства настолько возросло, что потребовались более прочные экономические связи с центром России. Назрела необходимость прокладывать новый, более легкий путь для переброски грузов и передвижения людей. Решить эту задачу первоначально суждено было Московско-Сибирскому тракту, тем более, что в Сибири уже существовали города: Тюмень (основан в 1586 г.). Томск (1604 г.), Тобольск (1605 г.), через 12 лет Енисейск, далее Красноярск, Якутск и другие.
Достоверных источников точной даты основания почтовой станции села пока установить не удалось. Приблизительно, отталкиваясь от Указа о строительстве тракта, к 1735-37 гг. почтовая станция уже действовала. С возникновением почтовой станции началось быстрое заселение нашей местности. В "сибирскую землицу” из центральной России переселяются крестьяне, соблазненные рассказами о богатствах Сибири. Идут сюда "пашенные люди”, движутся "охочие люди”, воинские отряды. Но скоро правительство нашло способ пополнения Сибири населением: Сибирь была превращена в место ссылки. Партиями пошли сюда помещичьи крепостные крестьяне, высылаемые за непокорность хозяевам, за многие другие провинности. Так почтовая станция быстро превращается в поселение. Об этом свидетельствует такой факт: в марте 1797 г. А.Н. Радищев, возвращаясь из сибирской ссылки, в своих путевых заметках писал: 3 марта 1797 г. "До села Боготольского 29 верст. Дорога идет полями, еланями и березняками. Танги остаются внизу по Чулыму, сперва не широки, потом около Сусловой во 100 верст ширины, но выломаны погодой и выгорели, а ныне зверя совсем нет, а прежде были хорошие промыслы. В сих местах за 2 года появилась воздушная язва, и мерли люди, но лекарства не знают. Те, кои были собственные крестьяне, Колыванским заводом не приписаны, ни посельщики, но некоторые около Ачинска и Кийские, а гоняют почту. До Итата 34 версты. Здесь обедали. До Тяжина 33 версты. До Суслова 28 верст.
4 марта 1797 г. " От Суслова до Кийского на речке Кии 24 версты. Дорога везде одинакова, по речкам бывает лес сосняк и ельник. По Кии есть деревушка старожилов. Тут был спор о наших подорожных. Дорогу везде замело, и ехали медленно…”.
Есть две версии о происхождении названия села Суслово. Одна – это по речке Сусловка, из-за богатства воды солями. Другая – по фамилии первого станционного смотрителя. В первом случае Радищев писал: "около Сусловой”, в двух других – до Суслова –28 верст… от Суслова” т.е. доедешь до Суслова – станционного смотрителя, сменишь у него лошадей и дальше. Ни одну из этих версий исключать нельзя.
В 1826 году через наше село проследовали в сибирскую ссылку декабристы. В 1951 году был обнаружен камень-памятник размером 80х50 см. Дата на камне – 1826 г. Откуда мог появиться у селян такой памятник? И лежал он недалеко от железнодорожного полотна. Тогда еще не было железной дороги, зато недалеко, по воспоминаниям старожилов, переданное из устных рассказов, некогда был один из этапных пунктов, которые были настроены вдоль тракта для ночлега арестантов, бредущих этапами, звеня кандалами в Сибирь, в ссылку. В мае 1890 года, отправляясь в инспекторскую поездку на Сахалин, через Суслово проследовал А.П. Чехов, сделав в селе остановку. "Сибирский тракт самая большая и, кажется, самая безобразная дорога во всем мире”, - так записал в своих письмах Чехов о наших местах.
Московский тракт был единственной дорогой, связывающей Сибирь с центром России, и играл очень важную роль в заселении и освоении ее. По мере развития тракта, рос и приток переселенцев в Сибирь. В 80-х годах 18-го столетия через Суслово в год проходило до 100 тысяч подвод с грузами и пассажирами и до 20 тыс. возчиков. Перевозили золото, почту, гнали арестантов. С самого начала заселения наших мест население занималось хлебопашеством и извозом. Проезжающие по тракту могли, когда не было отдохнувших лошадей на почтовой станции, нанять в селе лошадей и возницу.
Старожилы, по рассказам своих родителей, помнят, что некоторые из тех, которые занимались "ямщиной” грабили своих пассажиров и даже убивали. Еще в 1829 г. на территории будущего Мариинского округа были открыты золотые россыпи. Золотая лихорадка охватила всю Мариинскую тайгу. С 1860 года вплоть до революции ежегодно на приисках были заняты около трех тысяч рабочих. Каждый год на 81 приисках намывалось в среднем до 32 пудов благородного металла. Мариинск стал удобным местом торговли – небольшим купеческим центром. В Суслово тоже были купеческие лавки, хлебные амбары купца Исая Миненко. Проходимец, как о нем отзываются старожилы, наживший состояние на картежной игре, развернул свое дело – скупал у населения хлеб и преуспевал на этом поприще. Вывозил хлеб даже за границу. Он конкурировал с другим скупщиком хлеба – Барабановым, жившим в Мариинске. Кроме Исая Миненко в селе проживали и другие владельцы лавок. Молочными лавками владели Ефим Леонтьевич Выпедин и Василий Ефимов. К 1899 году владельцами лавок были: Анастасия Лебедева, Александр Андреевич Маневич, Павел Константинович Пермикин, Иван Дмитриевич Тихонов, Кондрат Евстафьевич Тихонов, Пелагея Максимовна Шатова, Александр Иванович Золотарев и Александр Тихонов.
Общественная жизнь села ограничивалась полицейским надзором, идеология определялась церковным режимом. Была в селе церковь им. святых Петра и Павла (1876 г.), в престольный праздник Петров день сюда стекались огромные толпы народа.
К концу 19 века в Суслово имелось: одна церковь, казенное училище, почтовая станция, еженедельный базар, два кожевенных завода, принадлежащие братьям Платоновым, пять кузниц, одно общественное питейное заведение, две мануфактурные и четыре молочные лавки, общественный хлебозапасный магазин. Село насчитывало 258 дворов. Здесь проживало 1861 житель, из которых 927 лиц мужского и 934 женского пола.
В 1896-97 гг. через Суслово прошел Великий Сибирский железнодорожный путь. Железная дорога вызвала к жизни иную деятельность. Она, по словам В.И. Ленина, открыла Сибирь для капитала. В золотую промышленность Мартайги начал проникать монополистический капитал. С 1901 года в Мариинской тайге развернули свою деятельность акционерные общества "Драга” и "Сибирское золотопромышленное общество”. Английских капиталистов гнала в Сибирь жажда наживы за счет эксплуатации русских рабочих. Столыпинское правительство, переселяя в Сибирь беднейших крестьян, не оказывало им помощи в обзаведении хозяйством, и многие переселенцы уходили на золотые прииски, угольные копи и вообще уезжали невесть куда в поисках заработка и лучшей доли.
Многие крестьяне, переселенные в Сибирь, вынуждены были уезжать еще и потому, что в обжитых, сложившихся селах, в том числе и в Суслово, получить земельный надел было невозможно, так как земля уже была поделена между старожилами. Именные наделы, пашни, заимки имели: Дрючковы, Баталовы, Зыкины, Миловановы, Платоновы, Романчиковы, Росляковы, Горюновы и др. Отсюда возникли названия земель: Баталов лог, Горюнов лог, Дрючков лог, Животов бугор, Зыкина пашня, Милованов лог, Росляково болото-пашня и др.
В 1911 году в Суслово было 311 хозяйств с количеством жителей – 1799 человек.
До революции сусловцы держали несколько мельниц. Их хозяевами были Колбин, Гурьян Тихонов, Морозов, Зайцев, Почекутов. Кстати, Почекутов кроме мельницы имел еще и крупорушку. А самой богатой мельницей владел Зайцев. После революции некоторые мельницы сохранились и стали колхозной собственностью.
В первые годы после установления Советской власти в селе были созданы партийная и комсомольская ячейки. Одним из первых коммунистов села был Никита Павлович Фатьянов. Он же в тридцатых годах стал первым директором МТС. Всего было около тридцати коммунистов, и среди них Николай Масленников, Савва Филиппович Порядин, Петр Антонович Набоков, Плахин. А первым секретарем партячейки был избран Иван Иванович Синченко.
В 1929 году и в Суслово образовалась первая коммуна – КИМ (коммунистический интернационал молодежи). Организаторами коммуны были Иван Маркелович Вшивков (председатель коммуны), Иван Митрофанович Красноплахтов (организатор труда, бригадир). Первыми в коммуну вошли семьи: Ефима Лаврентьевича и Ивана Макаровича Густайтис, Кирилла Милостивенко, Ивана Митрофановича Красноплахтова, Андрея и Василия Колесовых, Дмитрия Лихварева, Алексея Горюнова и др. Вступали не только семьи, но и одиночки-батраки: Аграфена Гришанина, Мария Русалеева, Мария Огальцова. В коммуну свели около 50 кров, 100 овец, сельхозтехнику и получили первый на селе трактор "Фурдзон”.
Просуществовала коммуна немногим более года. То ли от неумелого руководства, то ли несовершенства формы хозяйствования, но, так или иначе, коммуна была распущена.
Вместо коммуны в 1930 году в восточной части села организовались колхозы: "8-е Марта” и "Большевик”. Бывшие члены коммуны вступили в колхоз "8-е Марта”. Весной 1931 года оба колхоза объединились в один и оставили название "Большевик”. В колхозы тоже вступали семьями. Объединили рабочий скот: лошадей, коров (оставив в личном хозяйстве по одной буренке), технику, у кого какая была – молотилки, жнейки, лобогрейки учли, даже листвяные столбы. По одним источникам, первым председателем колхоза стал Тимофей Васильевич Яковлев, по другим – Иван Маркелович Вшивков.

Сусловский тракт. Свое начало тракт брал в селе Суслово (отсюда и название), и тянулся от железной дороги строго с юга на север на 150 км через таежные дебри до реки Чулым, до поселка Тегульдет в Томской области.
Своим возникновением тракт целиком обязан прокладке Великого Сибирского пути. Переселенческое ведомство Томской губернии, стремясь колонизовать необжитую и сказочно богатую Мариинско-Чулымскую тайгу, берега полноводного, судоходного в те годы Чулыма, приступило к сооружению Сусловского тракта в 1911 году летом.
Строительная контора тракта располагалась в двух десятках километров от Суслово, в селе Рубино. Там жили и начальник строительства, и мастера, и бухгалтеры. При сооружении тракта сначала прорубалась просека шириной 15 саженей (сажень – 2,14 м), потом по этой просеке устраивалось полотно шириной в 3 сажени. Обходилась верста такой построенной магистральной дороги в одну тысячу рублей.
Сусловский тракт полностью был построен в 1914 году. По нему без проблем можно было проехать от Чулыма до Мариинска.
Но при советской власти регионы Сибири перекроили. Если прежде жители Тутал-Чулымских, Тегульдета, Куяновской Гари, Центрополигона ездили за всем необходимым в Суслово, то при вхождении из в Томскую область связи этих северных сел с южными постепенно начали угасать. Содержать 150-километровую трассу при малом количестве населения становилось совершенно невыгодно. Трактовые деревеньки одна за одной глохли, исчезали, тракт зарастал лесом. Ни в Томской, ни в Кемеровской областях этим не были обеспокоены, да и не до тракта было. На фронт в 41-м жители Тегульдетского района уезжали еще по Сусловскому тракту. После войны тракта уже как такового не существовало.
 
Категория: Энциклопедия Мариинска и Мариинского района от пользователя Терник | Просмотров: 2947 | Добавил: Терник | Теги: собора, Никольского, энциклопедия, священники | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 

2