Приветствую Вас Гость!
Среда, 24.04.2024, 11:15
Главная | Регистрация | Вход
<a href="https://www.mt5.com/ru/">Форекс портал</a>
Select Language

Мы живем в зеркальном, перевёрнутом мире, который называется, мир исправления. Творение не было завершено. Это было сделано намеренно, чтобы дать возможность человеку принять участие в процессе творения, став помощником и со-творцом Великого Архитектора, и потому — действительным хозяином сотворенного мира.

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 70

Общение

500

Cтатистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа



FreeCurrencyRates.com

http://78profession.ru/

Поиск по сайту

Календарь

«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930


************************

Помощь ресурсу


ЮMoney 410013775752608


************************

Рейтинг@Mail.ru

Ты новорожденный на земле, оповещаешь криком о своём появлении – всё сущее внемлет подаваемому голосу, и навсегда запечатляется он в анналах памяти земной. И вся твоя жизнь будет собиранием ответных вибраций; некая коллекция эха возгласа твоего от всякой вещи, встречающейся на твоём пути. Всякая вещь будет служить тебе ответом на первоначальное твоё заявление о себе. А если засмеёшься, а не закричишь – ответ смех. Таков порядок. Закон зеркала.

О чём бы ты не думал и кто бы ты
не был – ты помечен вечностью, высшим разумом Мироздания. Тебя выбрали, и ты родился. И ты всю жизнь будешь постигать тайну бытия. И если ты тот человек, именно человек Вселенной, тебе будет доверена тайна. Её передадут тебе и доверят тебе, и, если ты готов, то почувствуешь это, узнаешь своим внутренним состоянием, душой. С этого малого, начинается большое, то, что называется Жизнь, лично твоя, единственная в этом Мире и неповторимая.



<a href="https://www.mt5.com/ru/">Форекс портал</a>



Материя - есть равновесие добра и зла

Главная » 2012 » Ноябрь » 9 » История станции Мариинск
15:07
История станции Мариинск
ЛОКОМОТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО
«110 лет отделяют нас от тех памятных дней, когда на просторах Сибири, как вехи будущей железной дороги, были построены первые паровозные депо – основа всего локомотивного хозяйства. Кроме паровозного депо, локомотивное хозяйство включало в себя жизненно важные сооружения и объекты – железнодорожное водоснабжение по всей дороге, электростанции и наружные сети электроснабжения, склады топлива.
До середины 90-х годов 19 века были построены локомотивные депо строящегося Средне-Сибирского участка железной дороги: Обь, Болотное, Тайга, Мариинск, Боготол, Чернореченская и Красноярск. Уже в 1894 году готовились паровозы и кадры для регулярных перевозок пассажиров и грузов. Началась постоянная эксплуатация этого участка дороги.
Первый паровозный парк состоял из паровозов серии Р или «Русак». Выпускались «Русаки», начиная с 1872 года, Русским акционерным обществом на петербургском Невском заводе. Этот паровоз имел мощность 300 л.с., мог вести состав весом 250 тонн (т.е. 3-4 современных вагона), развивая скорость 15 км/час. Паровозы не имели электроосвещения. Освещались керосиновыми лампами и факелами, отопление котла было ручное. В депо повсеместно использовался ручной труд, механизации не было никакой.
В настоящее время локомотивные депо – это современные предприятия с высоким техническим уровнем производства и высокой культуры труда. Здесь закалились славные трудовые коллективы, вносящие свой вклад в развитие дороги и производительных сил Сибири…».
Владимир КУДРИН,
журналист.
Второе рождение
Освежающей бурей пронеслась над Россией революция. Захватила она и Мариинск. К тому времени железнодорожники станции представляли собой крепкую, сплоченную идеями революции организацию. Недаром в 1905 году железнодорожники Мариинска бастовали с 12 по 26 октября, сдерживая движение поездов на Транссибирской магистрали. Активное участие принимали Мариинские железнодорожники в укреплении советской власти в Сибири в 1919-1920 годах.
Разруха в стране помешала быстрой модернизации и совершенствованию хозяйства станции. На путях по-прежнему пыхтели "овечки" и "кукушки". Только индустриализация страны выдвинула транспорт на одно из самых важных мест в народном хозяйстве. Стране был необходим высокоразвитый железнодорожный транспорт.
Энтузиазм первых пятилеток захватил и Мариинских железнодорожников. Вот что рассказывает о 30-х годах Василий Герасимович Прохоров. Один из старейших машинистов, он награжден знаком "Почетный железнодорожник". В 1930 году В.Г. Прохоров был секретарем комсомольской организации депо.
-В конце тридцатого года должна была состояться городская партийная конференция. Комсомольцы, молодежь депо решили преподнести в подарок участникам конференции отремонтированный паровоз. Был взят уже списанный локомотив. Вечерами, в выходные дни комсомольцы выходили готовить подарок.

В день открытия партийной конференции секретарь партийной организации депо Василий Спиридонович Сорокин доложил ее участникам, что комсомольцы, взявшись за дело, завершили его на "отлично". А в это время по путям шел, блестя свежеокрашенными зелеными поверхностями, будто новенький локомотив. Через всю переднюю топку шла красная надпись: "Стальной КИМ". Вел паровоз заслуженный, опытный машинист Вениамин Иванович Балакин. Долгое время еще трудился на путях отремонтированный руками комсомольцев локомотив. Его вторая жизнь была не меньше первой. В 1948 году Василий Герасимович встретил старого друга уже на станции Клюквенная за Красноярском. Потускнела на нем краска, но все также выделялась гордая надпись "Стальной КИМ". Паровоз по-прежнему честно служил людям, продлившим его жизнь.
В пятидесятые годы продолжается совершенствование железнодорожного транспорта. Только идет оно более быстрыми темпами. Так, в 1952 году на станции был закончен монтаж оборудования новой радиотрансляционной сети служебного пользования. Радио позволило гораздо оперативнее руководить коллективом железнодорожников. В 1956 году проходит реконструкция путевого хозяйства станции. Появляется возможность увеличить пропускную способность железнодорожного узла. Была сдана в эксплуатацию контейнерная площадка. Затем начинается переход на электрическую централизацию всех стрелочных переводов. В 1958 году он был закончен. Электрическая централизация стрелок позволила сделать многое. Подготовка маршрута для приходящего поезда сократилась с 10-15 минут до 5 секунд. Оператор одним нажатием нескольких кнопок приводит маршрут к готовности.

В 1959 году заканчивается электрификация участка дороги от Тайги до Мариинска. 1 октября 1959 года, в 15 часов 40 минут местного времени, в Мариинск прибыл первый электропоезд из Тайги. Честь вести первый поезд по открывшемуся электрифицированному участку была оказана одному из лучших машинистов Тайгинского депо Герою Социалистического Труда Алексею Петровичу Порошину. Вот что писала об этом событии газета "Заря": "На путях стоит блестящий лаковой краской новенький красавец электровоз Н-8 -215. Вдоль длинного, стремительно вытянутого корпуса электровоза крупными буквами выведено "Тайгинский школьник". Это подарок школьников Тайги Томской железной дороге в день открытия электрифицированного участка Тайга-Мариинск. На трибуне руководители Томской железной дороги, передовые строители. Среди них Алексей Петрович Порошин. На его груди орденская колодка и знак отличного паровозника…".
С этих дней начинается регулярное движение поездов на электрической тяге. Но на этом прогресс ее не прекращается. В 1961 году начинают ходить электровозы, работающие на переменном токе. Продолжается дальнейшая модернизация станции. На стальных путях появляются все более мощные локомотивы. И среди них самые мощные в мире электровозы ВЛ80к. Недалек день, когда на смену им придут другие, еще более совершенные.
1969 г.

А. САВКОВИЧ
Как сбывается мечта
Все в округе мальчишки знали мечту Васьки. А он, не догадываясь, как бы ненароком сказал об этом отцу:-Знаешь, что, папа, вот я вырасту, тогда будем работать вместе. Ты будешь кондуктором, а я машеником.Отец, рассмеявшись, поправил сына,: «Не машеником, а машинистом, - и похлопав по плечу, продолжил: Пойдем, машеник, спать. Уже поздно.Васька, лежа в постели, слушал, как, совсем рядом перекликаясь, катятся по рельсам «кукушки», затаив дыхание, представляя тот день, когда он сможет уверенно подойти к паровозу и его оттуда никто не погонит. Часто во сне он видел себя на таком паровозе, который послушно набирает скорость, уносит вперед. Место машиниста занимает он, уже взрослый Васька.
Отец свое обещание не выполнил, так и не взял с собой сына. Отца не стало после тяжелой и продолжительной болезни. После его смерти у матери осталось шестеро детей. Из мужчин – самый старший – Васька. В ту весну, после окончания учебного года, уехал он из Мариинска в деревню на заработки. Провожая сына говорила:
-Может, не стоит, тяжело тебе будет.
- Нет, мама, кто поможет семье теперь? Я ведь только на лето, - успокаивал сын мать.
После окончания семилетки Василий снова прощался с Мариинском. На этот раз по призыву комсомола он среди первых вызвался ехать учиться в фабрично-заводское училище города Томска. Тогда шел 1927 год.
Старательным и настойчивым был мальчишка, потому и учеба шла хорошо. Однажды учитель по технологии металлов Семен Иванович Чернышев, сказал, обращаясь к ученикам:
-Мы однажды выбираем себе рабочую тропу, по которой должны идти не один десяток лет. И, чтобы твердо стать на эту тропу, надо любить труд, надо хорошо учиться той специальности, которую вы избрали.
Навсегда запомнил Василий эти слова учителя. Будучи секретарем комсомольской организации училища, он много свободного времени отдает комсомольской работе. В 1929 году Томским окружным комитетом комсомола в числе лучших комсомольских вожаков он направляется в Чебулинский район ликвидировать безграмотность.
В 1930 году Василий окончил учебное заведение. На прощание начальник училища пожелал ему:
- Будь, Прохоров таким, каким мы узнали тебя в этих стенах.
И вот он помощник машиниста. Сначала работа в Мариинске, затем в Тайге. Окончательно мечта Василия сбылась в 1932 году, когда после окончания курсов по повышению квалификации он стал машинистом паровоза. Спустя два года Василий возвращается в Мариинск, где работает машинистом депо до 1940 года.
Этот, 1940 год, запомнился Василию Герасимовичу, как год вступления в партию. Среди рекомендаций, которые ему дали старшие товарищи, была и рекомендация Василия Сергеевича Масленкина, старого заслуженного машиниста, участника гражданской войны. В этот же год Василий Герасимович был назначен начальником депо станции Мариинск.
А вскоре грянула война. Но в военкомате, когда Василий обратился с просьбой направить его на фронт, ответили отказом:
-Ничего не поделаешь. Бронь. Такие, как вы, нужны именно здесь.
Много было забот: надо было не только справляться с обязанностями начальника депо, но самое главное, всеми силами помогать фронту. Василий Герасимович организует с коммунистами сбор средств на танковую колонну, собирает для фронта теплые вещи. За активную деятельность по оказанию помощи фронту он получает благодарность от ЦК компартии. В 1944 году ему присваивается звание «Почетный железнодорожник».
Навсегда запомнился Василию Герасимовичу один из октябрьских вечеров 1951 года: его долголетнюю и безупречную работу Родина оценила орденом «Трудового Красного Знамени», а через три года еще одна награда – орден Ленине.
Наряду с этими памятными датами есть в жизни Василия Герасимовича еще много дат, которые никогда не изгладятся из памяти. Одна из них – начало реконструкции в 1961 году депо, когда его полностью переоборудовали на электротяговую силу. Позади остались лишь хлопоты со старыми, отжившими свой век паровозами, которые в то время лишь на станции Мариинск поглощали 3 тысячи тонн угля.
…Был теплый апрельский вечер. По ожившей после долгой зимы земле неслись звонкие ручейки. Среди спешащих с работы прохожих я узнал худощавого мужчину в железнодорожной шинели. Это был Василий Герасимович Прохоров. Немного уставший за рабочий день, он возвращался домой. А завтра новый трудовой день.
Май 1970 г.
А КОЛОСОВ
Машинист Павел Кроман
...Это было в 1950 году. В паровозном депо станции Мариинск стал работать новый машинист Павел Кроман. С первых дней он горячо взялся за работу и вскоре заслужил любовь и уважение паровозников.
С каждым годом возрастал объем перевозок через станцию, совершенствовался и личный опыт машиниста.
Многое изменилось в его работе после выхода в свет постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС "О расширении производства товаров народного потребления и улучшения их качества". Радость жизни, наполненной нарастающим изобилием, обязывала быть в первых рядах, с каждым днем работать лучше, так, чтобы могла гордиться Родина. И такой труд Павел Кроман счел своим первейшим долгом.

***
...Мы выходим на станционные пути. Тяжело грохоча на стрелках, сюда только что подошел товарный поезд. Испуская тонкие струйки пара, паровоз медленно остывал после большого пробега.
Здесь на долю экипировщиков выпадает большая ответственность: как можно быстрее подготовить паровоз к следующему рейсу.
Нужно очень много быстроты, точности, смекалки, а главное - глубокого знания дела, чтобы сразу определить, в порядке ли водопроводные рукава, инжекторы, прессаппараты и другие важные узлы локомотива.
Паровоз отцеплен. Павел Кроман вместе с помощником Алексеем Шихиным поднимаются в паровозную будку. Увидев сигнал стрелочника-сигналиста, машинист повернул рычаг тормоза, потянул регулятор и паровоз отправился для набора угля. Необычайная четкость чувствуется в работе Павла Кромана. Быстрыми движениями он вместе с помощником подрезает и чистит топку. Стрелка манометра показывает 9 атмосфер.
-Хорошо! - думает Павел Викентьевич.- Значит, тепловой режим выдержан. Сейчас будем набирать уголь.
Машинист точно определяет, что паровоз надо подвести под наименее загруженный подъемный кран. Это хорошо видят и чувствуют машинист крана и бригада угольщиков. Между ними и машинистом установилось крепкое содружество. Зная ритм и темп работы Павла Викентьевича, угольщики наполовину раньше положенного времени загружают паровоз углем. Намного сокращается время также и при наборе воды и песка. Результат налицо! Экипировка проведена за 40 минут при норме 1 час 45 минут.
В предмайские дни Павел Кроман трудится с особой энергией и воодушевлением. Вместо четырех паровозов он экипирует 8-10 паровозов. После трудового дня машинист упорно учится, повышая свою деловую квалификацию.
За все годы работы на транспорте т. Кроман не имел ни одного случая некачественной обработки паровоза. Его примеру следуют многие молодые машинисты-экипировщики депо, такие, как Терещенков, Волков, Савельев и многие другие. Они вдвое перекрывают нормы экипировки, постоянно сокращают ее время.
Скромный беспартийный труженик т. Кроман показывает пример подлинно социалистического отношения к труду, беспредельной готовности отдавать все свои силы на благо любимой Родины.

1954 г.

Юрий КУДРЯШОВ,
журналист.
Вся жизнь – железной дороге
Этот крепкий, добротно сработанный дом в пос. Раздольном заметно выделяется. Сразу было видно, что построен он на совесть и лет ему, как показалось, не меньше ста. Здесь живут Поморцевы: Михаил Александрович и Мария Гавриловна. Гостеприимные хозяева приглашают меня в дом.
-Построен-то дом еще в конце 19 века, - отвечает на мой вопрос Михаил Александрович, - прадед мой еще в Баиме строил. А в 1912-ом отец перевез его на высел – так тогда называлось место будущего села. Лес-то строевой, листвяк, только крышу заменили. В нем и родился, тогда в селе домов 13 стояло. Да и сейчас не густо стало, а раньше большое село было.
20 ноября 1926 года родился сын в семье Поморцевых Александра Андриановича и Екатерины Даниловны, нарекли его Михаилом. Подвижным и непоседливым, как многие сельские ребятишки, рос мальчишка. Он рано познал крестьянский труд, помогая родителям по хозяйству. Учеником 8 класса встретил юноша весть о начале войны. В том же лихом 1941 году поступил в Тайгинский железнодорожный техникум, который в начале войны был эвакуирован сюда из Харькова, так хотелось получить специальность техника-механика паровозного хозяйства. После окончания техникума Михаил Поморцев получил направление на работу в Рязано-Уральское управление железной дороги.
Постоянным местом жительства и работы для молодого специалиста стал город Уральск. Время было трудное: на западе еще полыхала война и железнодорожный транспорт был главной артерией всех грузоперевозок в стране. Михаил приложил все усилия и знания для работы по своей специальности, на практике осваивал профессию железнодорожника, начав трудовую деятельность кочегаром паровоза, затем машинистом. Уральская железная дорога стала хорошей школой профессионального мастерства и практического опыта для сибиряка. Главное же Михаил утвердился в выборе своей профессии, прикипел к транспорту.
В 1957 году переводят Михаила Александровича в Мариинск. Работает машинистом тепловоза, а с переводом станции на электрическую тягу – машинистом электровоза. Работал Михаил Александрович и машинистом-инструктором, ряд лет возглавлял коллектив локомотивного депо.
За долголетнюю и плодотворную работу М.А. Поморцев в 1966 году награжден орденом Знак Почета, имеет звание "Мастер экономии электроэнергии и топлива", награждался знаками "Победитель социалистического соревнования". И даже после выхода на заслуженный отдых в 1981 году не пожелал сидеть дома и еще почти 11 лет трудился слесарем в Доме отдыха локомотивных бригад.
-Всегда добрым словом вспоминаю людей, с которыми пришлось работать, - говорит Михаил Александрович, - железнодорожники – народ особый. В жару ли, в холод он всегда на посту, будь то машинист или путеец. Может быть, это и сближало нас, не давало повода для всевозможных распрей.
1996 г.

Анатолий ГОЛОВКО
"Доныне быть на той войне"

У поэта Николая Доризо есть такие строчки: "Нам, ветеранам, и доныне, доныне быть на той войне. Война окончилась в Берлине, но не окончилась во мне".
Как точно они отражают души фронтовиков, которые и спустя шесть десятилетий в воспоминаниях и снах уносятся туда, где слышен лязг металла, дикий вой падающих бомб, разрывы снарядов, где на полях сражений остались лежать навсегда их друзья и однополчане. Лихолетья не согнули, не сломили их души, ветераны достойно пронесли по жизни высокое звание ЧЕЛОВЕКА: человека-воина, человека-созидателя.

Семья Лобановых в поисках лучшей доли переехала в 1928 году из центральной части России в малонаселенную Сибирь. Остановились сначала в селе Рубино, где глава семьи Павел Артемьевич нанялся в батраки к зажиточному мужику, но вскоре перевез семью в Большой Антибес и стал работать на мельнице. Подрастали старшие дети, семья стала становиться на ноги, но здесь грянула война. Первыми на фронт ушли старшие сыновья Павла Артемьевича Аркадий и Анатолий, в декабре настала очередь взять в руки оружие и Степану.
Армии нужны были командиры и Степана Павловича направили в Новосибирское военно-пехотное училище. Но вскоре недоучившихся курсантов бросили в самое пекло – под Сталинград. Всего несколько дней повоевал под стенами осажденного города Лобанов, был ранен, а затем два месяца провел в тыловом госпитале.
"Заштопанного" врачами солдата отправили на Воронежский фронт. А когда обстановка несколько стабилизировалась, Степана Павловича направили в тыл фронта доучиваться. После курсов младшему лейтенанту Лобанову вверили сначала пехотный, а затем минометный взвод 82-миллимитровых орудий. Минометный взвод Лобанова участвовал в Курской битве, брал Киев, форсировал Днепр, освобождал Западную Украину.
Как-то в Карпатах, сбросив неприятеля с одной из высоток и укрепляясь на ней, Степан Павлович увидел в лесочке прячущегося немца. Взводный бесшумно, ползком подкрался, вырвал у него и отшвырнул в сторону автомат, и подмял под себя врага. Хоть немец был и дюж, но против сибиряка оказался слабоват. Связанного врага Степан Павлович доставил в штаб. Тот оказался словоохотливый и дал немало полезных сведений, а нашего земляка за поимку "языка" наградили медалью "За отвагу".
Спустя какое-то время Лобанов принял минометную роту, с которой прошагал пол-Европы, а войну закончил в Праге. 8 мая был подписан безоговорочный акт о капитуляции Германии, а здесь, в Праге, еще шли ожесточенные бои с сильными группировками противника.
За время боевых действий Степан Павлович Лобанов был трижды ранен, награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями "За отвагу", "За боевые заслуги".
После войны Степан Павлович трудился в локомотивном депо, врачуя мощные электровозы и отправляя их в новый путь по стальным магистралям.
2001 г.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ШКОЛА
« С проведением через Мариинск Сибирской железной дороги встала необходимость открытия школы для детей железнодорожников – будущих работников МПС.
В 1903 году открывается железнодорожное двухклассное училище, классы которого из-за неимения пока здания, располагались в частных домах. В это время велось строительство здания для училища по улице Большая Московская (Ленина, 105).
В 1906-1907 учебном году учащихся переводят в это новое здание. Здесь обучались только дети кадровых железнодорожников. После окончания училища мальчики могли поступить в Томское техническое училище, а девочки в четвертый класс гимназии, но надо было сдать экзамен по древней истории.
Сегодняшняя школа №1 берет свое начало от железнодорожного училища. С 1922-1923 гг. здесь начинает работать ФЗС (фабрично-заводская семилетка), а с 1933-34 учебного года ФЗД (фабрично-заводская десятилетка). Затем школа переходит в ведение МПС и ей присваивается порядковый номер 42. Из-за нехватки помещения, в 1936 году по улице Вокзальной в двухэтажном деревянном здании организуется филиал школы. Но несколько позже этот филиал становится самостоятельной школой. В 1954 году было построено типовое каменное двухэтажное здание по ул. Достоевского, 8 и куда переведена школа №42. Затем школу переименовывали в «108», «45». Ныне школа №1 находится в ведении городского управления образования». (Из сборника «Город на Кии»).

Альбина КОРЖИНСКАЯ
Далекое – близкое
В августе военного 1944 года, после окончания Красноярского пединститута и имея направление на работу в железнодорожную школу №42, я ступила на шестигранные бетонные плиты перрона Мариинского вокзала.
В школе меня встретили доброжелательно. Но дипломированному специалисту, коим я была в то время, еще самому многому следовало учиться. И я до сих пор храню благодарную память о моих товарищах-наставниках.
Мария Федоровна Чудиновских родилась в 1891 году, окончила Томские Бестужевские курсы и начала работать в школе еще в далеком 1913 году. Высокая, стройная, с умным внимательным взглядом и всегда одетая в строгий темный костюм. Со дня нашего первого знакомства она приняла во мне живое участие, ведь я в то время была не намного старше своих учеников, и ее наставления были для меня особенно ценны. Она преподавала математику, но это не мешало нам находить точки соприкосновения независимо оттого, что я преподавала литературу. До последних своих дней она сохранила ясность ума, с ней интересно было не только говорить, но даже и просто слушать.
Юлия Ивановна Козельчикова стала учительницей русского языка после окончания гимназии и тоже работала в школе с 1913 года. Ее отец был в свое время первым начальником депо на ст. Мариинск. В темном платье со стоячим белым воротничком, с чуть откинутой назад головой, которую оттягивали роскошные волосы, собранные на затылке, она казалась немного надменной, но на самом деле была душевным, отзывчивым человеком. Она во многом помогла мне. Я довольно часто бывала в ее уютной комнатке в железнодорожном доме около вокзала, где она жила со своей сестрой.
Тимофей Львович Рычков, по возрасту ровесник Юлии Ивановне и Марии Федоровне, преподавал географию. Он в свое время очень много путешествовал по стране. И на занятиях не любил ставить двойки. Не знавший урока ученик обязан был являться в маленькую комнатку, где хранились карты, и обязательно отчитываться за не выученное. Выйдя на пенсию, Тимофей Львович часто приходил в школу, да и мы любили приглашать его на наши школьные вечера. Какое-то добро, тепло шло от него.
В конце сороковых годов судьба забросила к нам в школу Александра Александровича Энгельке и его жену Веру Михайловну. Вера Михайловна работала воспитательницей в интернате при школе, а Александр Александрович преподавал немецкий язык. Выпускник филологического факультета Ленинградского университета, он был поистине полиглотом. Его влияние на учеников и учителей трудно переоценить. Мы многому у него научились. Общение с по-настоящему образованным человеком особенно ценно, по-моему, для людей всех возрастов. Александр Александрович буквально заражал всех любовью к книге. Нельзя сказать, чтобы до него у нас этого чувства не было, но при нем особенно читать и спорить о прочитанном стало в школе престижным.
В то время в Мариинске был прекрасный книжный магазин, где можно было приобрести книги русской и зарубежной классики, советской литературы. Продавец магазина, милая Надежда Ивановна Андреева, знала наши вкусы и всегда оставляла нужную книгу.
Где-то прочла, что в послевоенные годы уровень образования в нашей стране был особенно высок. И я вспоминаю, с каким упорством учились в вечерней школе бывшие фронтовики, представляю, как это было трудно, ведь все они еще и работали. У многих наших учеников отцы погибли на войне и в очень скромной одежде, в кирзовых сапогах шли в университеты и институты наши мальчики и девочки. Духовность они искали не в молитвах, а в знаниях. Один из них, а точнее, Коля Дорожкин, вспоминая о своей юности, писал:
" Аллеи Томска. Роща. Лето.
Комиссии суровый стол.
Я в стены университета
За будущим своим пришел.
Ни колебаний, ни сомнений:
Движенье – жизнь, ученье – свет!
…И было мне, пардон, до Фени,
Во что обут я и одет.
Ничьих не замечая взоров
Впечатывать спокойно мог
В паркет священных коридоров
Подошвы кирзовых сапог.
И дополняли чуб бурсацкий
И взгляд, что ясен и горящ,
Пиджак отцовский холостяцкий
И ломкий довоенный плащ.
Но на собраньях наших долгих,
На сабантуях (что скрывать?)
Мне не мешал мой внешний облик,
Как нынче молвят, возникать!
Никто не прятался в сторонке,
Как будто в чем-то виноват,
И не шарахались девчонки
От наших штопок и заплат…
Мы долларом не измеряли
Стипендий гордые гроши,
И мирозданье познавали,
Не собираясь в торгаши.
И выглядел бы шуткой плоской
Реальный нынешний сюжет:
Американские обноски –
Творцам космических ракет!"

В 1957 году, через 12 лет после окончания войны, был запущен первый спутник Земли. Я помню, с какой гордостью, как будто мы сами это сделали, с крыльца школы наблюдали за этой рукотворной звездочкой. А спустя еще четыре года в космос вышел человек земли и этим человеком стал представитель нашей страны Юрий Гагарин! И это сделано не в благополучной, а в разоренной войной стране. Я склоняю голову перед трудолюбием моих сограждан, перед их мужеством, стойкостью, перед желанием познать неведомое. У Александра Александровича Энгельке мы учились правильно говорить по-русски, хотя и в школе, и в институте на то, как мы говорим, обращалось большое внимание. Вот почему современное снижение культуры языка так неприятно действует на многих людей. По-моему, просто надо любить свой язык и постоянно следить за своей речью.
Супруги Энгельке всегда с выдумкой готовили встречи Нового года. В то время Новый год учителя и ученики встречали вместе. В 12 часов ночи в нарядном зале директор поздравлял всех с праздником, и нарядные пары вокруг елки под звуки рояля танцевали вальс. В первой паре шли супруги Энгельке. Он в строгом костюме, она в длинном лиловом шелковом платье, отделанном черным кружевом. За ними ученики: мальчики в темных тщательно отглаженных костюмах, в белых рубашках с черными бабочками, девочки – в длинных пышных платьях из окрашенной в разные цвета накрахмаленной марли. После этого ритуала появлялись ряженые, танцевали, пели и уже далеко за полночь расходились, усталые и довольные, унося с собой надежду на лучшие времена, ведь от Нового года всегда ждешь чуда.
В 1954 году Энгельке вернулись в Ленинград. Александр Александрович стал преподавать английский язык в военном училище, занимался переводами с немецкого, английского, французского и др. Был принят в Союз писателей СССР. Благодарная память об А.А. Энгельке живет в сердцах многих его учеников и тех, кому посчастливилось его знать.
Мелькнул метеором (работал в школе всего один год) "американец" Саул Давыдович Вагнер. Он интересен как факт времени "холодной" войны. Родители Саула Давыдовича в свое время эмигрировали в Нью-Йорк, а уже через десять лет в 1937 году вернулись на родину. Десятилетний мальчик навсегда сохранил английский акцент. Он закончил факультет теоретической физики в Ленинградском университете. По национальности он еврей, но когда получал паспорт, то в милиции на основании его метрики, выданной в Нью-Йорке, написали – американец. Это и определило его судьбу. Женился он на своей сокурснице и, вместо работы в каком-нибудь секретном НИИ, очутился в наших палестинах, а так как жили мы в одном доме, то и подружились. Сейчас Саул Давыдович заведует кафедрой в Петрозаводском университете.
Оставила след в памяти тех, кто ее знал, и Ирина Яковлевна Нейфельд. В нашей школе она преподавала естествознание. После окончания "Тимерязевки" Ирина Яковлевна работала в Ленинградском ботаническом саду, а летом 1941 года поехала с детьми в Крым к родственникам. Пришлось эвакуироваться. И после долгих мытарств очутилась в Мариинске вместе с теткой и двумя сыновьями. Работала она с увлечением. На маленьком клочке земли около школы под ее руководством велись опыты над растениями, была сооружена простейшая метеорологическая площадка и сведения о погоде дежурный каждое утро вывешивал у входной двери. Вместе с учениками она совершала экскурсии в окрестностях Мариинска, учила распознавать полезные растения. Впоследствии работала в ботаническом саду Новосибирского университета, ездила со студентами на практику в Хакасию, написала книгу "Луга и пастбища Хакасии". Ее муж погиб в блокадном Ленинграде, тетку похоронила в Мариинске. Она вырастила сыновей, дала им образование. В 1985 году класс, где она была классным руководителем, отмечал 30-летие со дня окончания школы. Она готовилась к этой встрече, но не успела…
Приехал ее младший сын и привез неоконченную ею стенгазету о жизни класса. Наша встреча прошла грустно, но мы с добрым чувством вспоминали эту светлую женщину, и благодарили судьбу за встречу с ней.
Надежда Кузьминична Федорова удивляла меня тем, что успевала очень многое делать одновременно. Во-первых, у нее был идеальный порядок в доме. Муж и два сына накормлены, чисто одеты, не обделены вниманием. Во-вторых, все в порядке на работе, а работала она учительницей начальных классов. На уроках она видела каждого ученика. На ряд, ближе к двери, периодически высаживались те, кто, по ее мнению, в чем-нибудь отставал. На этих детей она обращала более пристальное внимание. Как только ученик исправлялся, его место занимал другой.
Она была человеком с разнообразным кругом интересов: любила природу, хорошо знала окрестности Мариинска, летом любила собирать ягоды, прекрасно играла на балалайке и в кругу друзей пела задиристые частушки, сочиняла стихи, но никому их не показывала и исключение сделала только для меня. Никогда не таила секретов своих педагогических открытий и также готова была помочь любому в обыкновенных житейских делах.
Недолго работала в нашей школе поистине красавица Евдокия Ивановна Литвинова – учительница русского языка и литературы в 5-7 классах. Ее ученики отличались тем, что умели рассуждать, сравнивать, делать выводы, она учила их ответственности за выполняемую работу. Ученики научились активно работать, хорошо писали сочинения, не грешили многословием. Многому меня научила Евдокия Ивановна. Она была намного старше меня, имела порядочный стаж работы, а я еще только встала на учительскую стезю. Ходила ко мне на уроки, скрупулезно разбирала их, замечала разные мелочи. Все это делалось из дружеского ко мне отношения.
Потом она уехала в Омск и мы долгие годы переписывались с ней. После ее смерти еще некоторое время я переписывалась с ее сыном.
Зайцева Людмила Николаевна выпускница Пермского университета – учительница литературы, вела большую внеклассную работу. Увлекалась балетом и сама ставила хореографические миниатюры, в которых принимали участие не только девочки, но и мальчики.
Учитель труда Вячеслав Михайлович Чучупало дневал и ночевал в своей мастерской, умел находить единомышленников среди своих учеников. Не счесть, сколько действующих и недействующих моделей было сделано их руками. Члены его кружка всегда принимали участие в выставках технического творчества различного уровня и всегда занимали призовые места. Многим мальчишкам он помог найти дорогу в технические училища, техникумы, ВТУЗы. Приезжая потом на каникулы домой, они первым делом спешили в мастерскую, откуда начинался их путь.
Учительница биологии Ольга Николаевна Бобина организовала в школе живой уголок. Дети вместе со своей учительницей сделали там небольшой бассейн с фонтанчиком, установили различные по размерам аквариумы, в просторных клетках разместили птиц, морских свинок, хомячков, развесили в горшках цветы. Получился маленький зоосад. Ухаживали за всем этим юннаты. Желающих было предостаточно. Здесь и без экологических лекций дети учились любить все живое. Я уверена, что, став взрослыми, они без нужды не сломают ветку дерева и не обидят своих "меньших" братьев.
Александра Григорьевна Мальцева преподавала историю. В свое время она проделала большую работу по установлению имен погибших на Отечественной войне учителей и учеников нашей школы, принимала активное участие в сооружении памятника, в их честь установленного около здания школы. Жаль, что ее труд не нашел продолжения, так как на памятнике, увы, выбиты далеко не все имена погибших.
Я поведала о некоторых, с моей точки зрения, ярких личностях. Еще о многих можно было бы написать, многие достойны того, чтобы о них вспомнили, и пусть кто-нибудь дополнит мои воспоминания. Я же расскажу еще о двух пенсионерах-учителях, которые и ныне живут в нашем городе.
Сколько бывших учеников, поступивших в технические учебные заведения, вспоминают добрым словом учительницу рисования и черчения Янину Эдуардовну Жупранскую. На своих уроках она добивалась осмысленного понимания чертежа. Ученики не копировали с доски, не получали разжеванное, а искали под руководством учительницы решение задачи. Каким образом изобразить на чертеже деталь, чтобы было понятно, что это она, а не что-нибудь другое? На ее уроках была деловая атмосфера, когда разговаривать на другие темы некогда, появляется азарт, желание догадаться, как это сделать. Разрешается советоваться, помогать друг другу, спорить, наконец. И вот рождается решение. Какая радость! Радость победы. Пусть небольшой, но победы. У нее, по-моему, все учились хорошо. Все ее ученики – одни лучше, другие хуже – умели писать чертежным шрифтом. Мои дети и внук тоже прошли ее школу с пользой для себя. Внук, служа в армии, оформил ленинскую комнату в своей части, и она была признана лучшей. Все это заслуга учительницы.
Фанатик своего дела, учитель физкультуры Иван Алексеевич Коржинский родился и вырос в Мариинске. В предвоенные годы страна переживала спортивный бум. Молодежь охотно сдавала нормативы на значки БГТО, ГТО, ПВХО, строились стадионы, спортивные площадки, проводились спортивные парады.
Не обошло все это и Мариинск. В городском саду была построена парашютная вышка, на Кии сооружена вышка для прыжков в воду, в центре города, возле педучилища, вырос стадион. Комсомолец Ваня Коржинский в те годы принимал активное участие в спортивной жизни города: ходил на лыжах, участвовал в лыжной эстафете Владивосток-Москва на этапе Мариинск-Тайга, играл в русский хоккей, бегал на коньках, летом играл в футбол, работал на спортивных снарядах, хорошо плавал.
Вот как он сам описывает этот период в спортивной жизни города: " Физкультурное движение в Мариинске началось по инициативе городской комсомольской организации и молодежи в начале двадцатых годов. И уже в 1924 году уездный исполком вручил за успехи физкультурникам города Красное знамя. Тогда же впервые были проведены парад и массовые выступления на стадионе на берегу реки Кии.
Большие трудности в то время спортсмены испытывали в приобретении спортивной формы, инвентаря и оборудования. Форму шили сами и только впоследствии стали покупать в Томске и Новосибирске. Не хватало спортивной обуви и легкоатлеты, волейболисты, футболисты и баскетболисты выступали на соревнованиях в простых тапочках, а порою и босиком, не имея представления о бутсах, туфлях с шипами и кедах. Футболисты играли матчи в простых ботинках. Вместо специальной обуви лыжники тренировались и выступали в валенках.
Не было спортивных площадок и стадионов – приходилось заниматься на пустырях, которых, к счастью, было немало. Первое футбольное поле молодежь оборудовала за городом, где позднее расположился промсад. И, несмотря на его отдаленность и примитивное оборудование, сюда посмотреть матчи приходило много болельщиков. Но, пожалуй, самым любимым местом у спортсменов и болельщиков был берег реки Кии, где силами комсомольцев был создан примитивный стадион с футбольным полем, беговой дорожкой и местом для прыжков. Здесь проводили свои соревнования и легкоатлеты, и футболисты. Стадион, надо сказать, не пустовал. Хорош был стадион, но из-за длительности весенних паводков от него пришлось отказаться, и молодежь, приложив силы, построила спортивную площадку в районе городского сада. К этому времени в городе уже было три футбольные команды – "Марс", "Призывник" и "Звезда". Организатором первой из них был учитель физкультуры железнодорожной школы Михаил Пешковский, а городских – Виктор Зубенин. Глядя на старших товарищей, в футбол потянулись и подростки, ставшие хорошими футболистами, они и защищали честь своих клубов и честь города. Нельзя забывать имена первых футболистов М. Пешковского, А. Малкова, А. Кононова, Г. Ковачева, П. Дюкова, Г. Гайдука, П. Богомолова, Н. Кострюкова, И. Огородникова
Город воспитал немало и замечательных легкоатлетов. Среди них яркими "звездами" выделялись Б. Полуэктов, братья Шубины, Б. Васильев, В. Вятковский и М. Кузнецов. Особой популярностью пользовался Константин Третьяков, внесший неоценимый вклад в развитие легкой атлетики в нашем городе
В 1930-31 годах в городе было создано спортивное общество "Динамо" под руководством начальника милиции Капитонского и начальника управления лагерей Чмель, а в 1933 году в центре города вырос стадион "Динамо", который и стал центром для занятий физкультурой и спортом молодежи города. На стадионе имелась прокатная база для населения: коньков, лыж. На стадионе было всегда многолюдно. В зимний период здесь заливался каток с беговой дорожкой и хоккейным полем. Летом на стадионе было раздолье для легкоатлетов, волейболистов и футболистов. Каждое лето спортобщество "Динамо" на правом берегу Кии около понтонного моста сооружало водную станцию и вышку для прыжков, а для начинающих пловцов огораживали небольшой бассейн. Работники ОСОАВИАХИМА построили в городском саду парашютную вышку, где молодые парни и девчата получали первые навыки прыжков с парашютом.
В 1936 году при строительстве спиртового комбината был заложен, а впоследствии построен стадион "Пищевик". Длительное время работали спортивные общества "Динамо", "Пищевик", "Локомотив", "Труд", "Спартак". И сегодня остается только помянуть добрым словом тех, кто в те далекие годы стоял у истоков рождения спорта в Мариинске".
После демобилизации из армии в 1946 году, а служил Иван Алексеевич на Тихоокеанском флоте, пришел работать в школу №42. В школе был крохотный спортивный зал без надлежащего инвентаря. Чем могли, помогали директора школ и начальник станции Мариинск С.П. Петрусев, использовали еще и часть денег, заработанных школьниками на картошке. Так постепенно "богатели".
С легкой руки учителя "заболели" в школе настольным теннисом. Достали где-то подходящий стол, из фанеры смастерили ракетки, с трудом покупали в Красноярске шарики, которые имели способность быстро лопаться, но теннисисты научились их клеить и на игру выстраивались очереди. С переходом в новое здание приобрели нормальные столы и ракетки и даже стали проводить школьные соревнования.
В 1951 году Иван Алексеевич организовал велопробег Мариинск-Красноярск. Желающих набралось более двадцати человек, но тренировки оказались не всем под силу и в итоге остались четверо: Саша Молчанов, Виталий Максимов, Юра Звеков, Володя Авсиевич и их учитель.
До 1970 года в школе не было спортивного зала, и уроки физкультуры проводились в актовом зале, что было неудобно всем. Но осенью и весной уроки переносились на спортивную площадку. Тренировки велись круглый год и было очень много спортивных соревнований как внутри школы, так и городские, и дорожные.
Еще больше спортивных мероприятий стало в школе, когда был построен спортзал. Зимой же заливали каток и проводили хоккейные баталии, которые как-то даже снимало Кузбасское телевидение.
С приходом весны школьники с учителями на целый день уходили на Арчекас, где устраивали соревнования по туризму: устанавливали палатки, разжигали костры, укладывали рюкзаки и т.д. Осенью спортивный праздник посвящался легкой атлетике. Были свои чемпионы. Памятен и триумф нашего спортколлектива, занявшего 1 место в спартакиаде школ Восточно-Сибирской железной дороги, проходившей летом 1965 года в городе Иркутске.

А теперь признание в любви моим ученикам. Одни из них запомнились больше, другие меньше, но ко всем я испытываю добрые чувства. Конечно, в наших отношениях не всегда было гладко, но теперь время отсеяло все плохое и оставило одни хорошие воспоминания. И сегодня через толщу лет нет-нет да придет открытка к празднику, письмо, такое доброе, светлое, или раздастся телефонный звонок. Отрадно, что наши бывшие ученики стали полезными стране людьми: зоотехниками, врачами, учеными, слесарями, машинистами, инженерами и т.д. Несколько человек окончили МГУ и другие столичные ВУЗы. Большинство же – университеты и институты Сибири, техникумы и другие учебные заведения.
Ряд наших выпускников работают в НИИ, обслуживающих космическую промышленность, а один даже непосредственно в НИИ Центра управления полетами в Москве. Один получил Государственную премию за участие в составлении карты рельефа дна Индийского океана.
Как-то я прочла у Л.Н. Толстого, как он, будучи учителем созданной им деревенской школы, размышлял, кому у кого надо учиться: Федьке у него (у Толстого) или ему у Федьки. В молодости я как-то не обращала на эту мысль особого внимания, но, став старше, поняла, что процесс обучения и воспитания – взаимосвязанный процесс. И обнаружила, что не только я учила и воспитывала, но и меня тоже летентно (скрытно) воспитывали и учили. Я многому научилась у своих учеников. И это прекрасно.
В 1971 году, после 30 лет со дня окончания школы, собрался поредевший класс выпуска 1941 года. Приехала на встречу и классный руководитель Ирина Федоровна Максимова. Бывшая ученица этого класса, врач-офтальмолог, живущая в г. Шире Елена Захаровна Ангарская пишет историю своего класса и школы.
Юбилеи окончания школы отмечали выпускники 1955 года, 1958 и другие. Хорошие это были встречи! Я смотрела на своих бывших учеников и радовалась тому, какие хорошие из них получились люди! Встретились взрослые люди, всем под пятьдесят, у всех взрослые дети, у некоторых внуки, но на какой-то небольшой отрезок времени вернулось ощущение их юности и моей молодости. На встречах мы рассматривали фотографии, вспоминали прошлое, незабвенную картошку, рассказывали о своей жизни, читали письма тех, кто не смог приехать.
А потом мы шли по улицам нашего города. Многое уже изменилось с той далекой поры, но это был наш, навсегда родной город.

Теперь школа другая. Другие задачи и проблемы. И это правильно. Школа не может жить старым, она всегда в движении, как жизнь.
(1996 г.)


Николай ТЕРЕНТЬЕВ
"Гордость учителя – в учениках"
Железнодорожная школа г. Мариинска всегда славилась хорошими учителями, среди которых и ветеран педагогического труда Надежда Дмитриевна Калмыкова. Свою трудовую деятельность Надежда Дмитриевна начала в далеком 1936 году в родной начальной школе на станции Козулька, после окончания Ачинского педтехникума. С той поры ее педагогический стаж не прерывался ни на один день.
Некоторое время ей вместе с мужем довелось учительствовать в Западной Белоруссии. Затем оба работали в Красноярске и жили при школе, так как своего жилья не имели. В 1956 году мужа Надежды Дмитриевны – Леонида Петровича направляют на работу в наш город директором железнодорожной вечерней школы, и с того самого времени в сорок пятой школе появилась новый преподаватель истории Н.Д. Калмыкова.
Долгое время для учеников и учителей она оставалась человеком-загадкой. По любому вопросу Надежда Дмитриевна имела свою позицию и свое суждение, подчас неудобные для других. Ученики побаивались ее суровости, но, тем не менее, тянулись к ней всем своим существом, как все живое тянется к солнцу. Знаю это не с чужих слов, так как сам был одним из ее учеников с 1961 по 1965 годы.
Юные души тонко чувствуют справедливость и беззлобность. Разве бы позволил иной учитель, чтобы на классном собрании ученики ставили вопрос о поведении классного руководителя? Не боясь подорвать свой авторитет, она пришла на собрание, выслушала горькие, в большинстве не заслуженные упреки лидеров класса и на каждый из них дала полновесные ответы. В глазах одноклассников лидеры были посрамлены, но зла опытный педагог ни на кого не держала. Рассказывая мне об этом собрании, Надежда Дмитриевна не лукавя говорила: "Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян, а это был мой лучший класс, будто сюда специально набрали самых сильных учеников. Представляете, из тридцати шести учеников класса двадцать семь поступили в высшие учебные заведения и самое невероятное, что ни один человек из класса даже не курил".
Почти всех своих выпускников помнит педагог, со многими встречается, переписывается, а Олегом и Вадимом Потаповыми, Михаилом Масалитиным, Юрием Михайловым и Сергеем Земским так просто гордится.
Особо вспоминается Надежде Дмитриевне сплоченный педколлектив школы 50-60 годов и опытные педагоги Л.Н. Зайцева, И.А. и А.П. Коржинские, Н.К. Кузьмина. В те годы очень много внимания уделялось кружковой работе. На дорожных конкурсах железнодорожных школ высоко котировались школьный хор и танцевальная студия. На любом конкурсе школе присваивались призовые места. А однажды привезли и солидный приз – пианино. Рассказывая о своих учениках, Надежда Дмитриевна преображается, в глазах появляются веселые искорки…
Более ста лет общего педагогического стажа у супругов Калмыковых. По их стопам пошла и внучка. Она учительствует в районе Крайнего Севера, и, как бабушка и дедушка, отдает своим ученикам не только знания, но и частичку своего сердца.
(1994 г.)

Галина ЛОПАТИНА
"Как хорошо у вас учиться"

Следы войны – на человеческом лице, Анна Тимофеевна смотрит ласково, с улыбкой, а взгляд Николая Илларионовича сосредоточенный, серьезно-мягкий. Если уместить в одну солдатскую колею их страдания и слезы, то получится путь к далекому, долгожданному Дню Победы. Супруги Лосевы прожили вместе золотой век.

Их воспоминания о войне начинаются со школы. Сорок один год учительского стажа у него и 44 года у нее накрепко привязали обоих к средней школе №45. Тогда преподавали в основном мужчины. Николай Илларионович был принят учителем сперва в начальных классах Георгиевской школы Мариинского района.
В тревожном предвоенном 1940-м году призван на службу в Красную Армию, попал на Дальний Восток, в залив Петра Великого. В июле 1941-го бригада стояла на границе с Японией. Наши солдаты наблюдали, как старательно учатся воевать японцы у озера Хасан. Прошел слух: как только наши сдадут немцам Москву или Ленинград, японцы сразу пойдут в наступление. Короткие беседы с политруком нацеливали: хватит держать в руках учебные гранаты, когда нужны боевые. Участились многокилометровые походы в сопки. А тут, как на грех, вся двухэтажная казарма заболела цингой. Строжайшим лекарством были черемша да кружка заваренных пихтовых иголок перед обедом.
Подучившись маленько и вылечившись, приблизились к Владивостоку. Солдаты шли и ели дикий виноград, его кисловатый вкус до сих пор во рту. Варили в ведрах спелую кукурузу, словом, подкрепляли желудки перед наступлением. Молодой боец Николай Лосев был командиром стрелкового орудия. Их эшелон стоял на линии резерва для 3-го Белорусского фронта, а дивизия называлась 215-я стрелковая.
Ехали поездом быстро, "по зеленой улице". Немцы закрепились в сосняке под Витебском. В 1943-м году сам Гитлер приехал в Витебск поощрить своих офицеров. Обещал повысить зарплату, если, во что бы то ни стало, отстоят город. Наши пленные, впоследствии уничтоженные, специально для него выстроили бункер. Гибло там, на полях брани, с обеих сторон великое множество солдат. Но Витебск все-таки освободили мы. Дважды Николай Лосев был в открытом бою и дважды получил ранение. Кричал вместе со всеми: Вперед за Родину! За Сталина!" и, как другие, очень боялся попасть в плен.
…Второе ранение, полевой госпиталь, непривычные белые халаты и хирург, хлопающий Лосева по щеке: "Просыпайся, дружище, с победой тебя!" Приехали шефы, привезли сало и самогонку и такой устроили они праздник с печалью и радостью, что не забыть.
Вернулся солдат домой и на другой день пришел по направлению военкомата в 42-ю школу. Потом 15 лет проработал в средней школе №3 (вел военное дело и физкультуру), потом работа в педучилище и, наконец, снова родная сорок пятая. Родная потому, что все дети его тут проучились, и они с Анной Тимофеевной отсюда ушли на пенсию. Хватило сил у Николая Илларионовича еще 15 лет на железной дороге потрудиться, причем, по фронтовой привычке ни разу не взял больничного листа.
И была у него в жизни любовь. Суровая, послевоенная. Звали ее Аннушка, Анечка, Анюта. "Ох, красивая, симпатичная была", - вздыхает Лосев.
Анна Тимофеевна одним любопытным глазком в полуоткрытую дверь подсматривает. "Любовь, - продолжал Николай Илларионович, - похожа на привычку". – Заметив супругу, отдал приказ "немедленно спрятаться на кухне". Далее он на эту тему не рассуждал, считая, что фронтовую и любовную темы вязать воедино никак не возможно, поскольку та и другая имеют стопроцентную отдачу.
Анна Тимофеевна потихонечку принесла все семейные альбомы с фотографиями разных лет. Вот она студентка педучилища третьего курса. Отец добровольцем ушел на фронт, и она, бросив училище, пошла на курсы медсестер. Было это в Кривощеково, военный завод №179. В 1942-м году отец погиб и ее отпустили домой помогать матери. Вот баимские дети, из них 18 ленинградцев, которые запомнились высокой культурой поведения. Но разве можно отделить своих от чужих, если любишь детей. Из альбомов высыпались вырезки газеты "Вперед".
Год 1976. "Мы, мамы и бабушки, получили приятный сюрприз от наших детей, которые учатся в первом классе. Помогла им Анна Тимофеевна Лосева. Очень много пришлось ей потрудиться. Мальчики были в строго парадной форме, а девочки, как гвоздички, к белым форменным фартучкам прикололи зеленые листочки, а в косы вплели красные ленты. Классный час был настоящим подарком, а для детей еще одной ступенькой в мир знаний".
1961 год. "Благодарим классного руководителя А.Т. Лосеву за хорошее обучение и воспитание ребят. Начиная с первого класса, 40 учеников из года в год переходили из класса в класс со 100-процентной успеваемостью. В истекшем году класс назывался "спутником семилетки". Ученики имеют прочные знания, а родители желают учителю прочного здоровья".
Год 1967. Заметка повествует о благородной учительнице Лосевой, отдающей себя воспитанию молодого поколения. Тщательно готовится к занятиям, умело подбирает наглядные пособия. А.Т. Лосева делала доклад на научно-практической конференции. Лаборатория нравственного воспитания при Академии педагогических наук рекомендовала в числе других и доклад Лосевой для обсуждения на конференции Восточно-Сибирской железной дороги. Анна Тимофеевна знакомится с будущими первоклассниками задолго до начала учебного года, посещает квартиры, беседует с родителями. Десятый год работает без второгодников. За многолетний труд награждена медалью "За трудовое отличие".
Май 1969. "В чем секрет успешной работы отличника народного просвещения Лосевой Анны Тимофеевны? В том, что она большое внимание уделяет каждому ученику, находит подход, индивидуально дает общественные нагрузки. Исключительно трогательная забота о детях, и сохранении памяти тех, кто отдал жизнь за нашу Родину. Чтобы оценить полезность проводимой работы, надо быть очевидцем хотя бы некоторых славных дел. Не так давно проводилась встреча с ветеранами войны…".
…Но вот дочитана последняя газетная вырезка (их целый альбом) и перевернута последняя фотокарточка. У Анны Тимофеевны слезы на глазах, неужто это все о нас? И вновь память работает в обратном направлении, когда она, одев детишек потеплее, спешила с ними на поле подбирать колоски за ломоть хлеба и чашку супа картофельного с молоком.
Я рассказала лишь половину того, что услышала и увидела в этой добропорядочной семье. Осталось много недописанных фактов, к примеру, как любила она свою первую учительницу из Малого Антибеса Иру Федоровну ("Ирина" детишки не могли выговорить). Или о том, кем стали ее ученики, которые к праздникам пишут им обоим такие нежные письма. О том, что союз Красного Креста и Красного Полумесяца выдал ей удостоверение медсестры, а там – одни пятерки. О том, что сын Сережа – военный летчик, а дочка Наташа – вон, видите, нарядилась Дедом Морозом – воспитатель в детском саду. О том, что перед заслуженным отдыхом прогладила она своими ладошками все стены бывшего здания начальной школы (филиала школы №45), которое уже снесли и много-много чисто по-женски учительских воспоминаний расставания с любимым делом.
Итак, военный и трудовой подвиги супругов Лосевых в основном завершены. Осталось отдыхать, нянчить внуков и радоваться мирной жизни.
А мне ярко запомнились детской рукою выведенные строчки: "Как хорошо, что мы учились у вас".
(1994 г.)

Николай ДОРОЖКИН
Первый опыт самиздата

"Дурные привычки укореняются с детства"
/Влас ДОРОШЕВИЧ/
Был 1951 год. Наш восьмой "А" почувствовал себя взрослым и пробовал силы во всех возможных направлениях человеческой деятельности. Кто-то осваивал переплетное дело. Другой, имея знакомого шофера, начинал крутить баранку полуторки. Трое самых спортивных парней гоняли по льду шайбу и ничего, кроме репортажей со стадиона "Динамо", по радио не слушали. А я все лето пас коров, таская в сумке заодно с биноклем и обедом книгу какого-нибудь классика. Моими собеседниками были в основном пастухи, сторожа картофельных полей да забредавшие на болотистые луга разные темные личности вроде освобожденных или беглых зеков. Поэтому сейчас меня больше привлекала работа, которую я про себя называл умственной…
Начитавшись Власа Дорошевича и Льва Кассиля, я решил издавать подпольную газету "Голос республики Щ". Буква Щ начинала фамилию моего друга Толи, - он перешел в вечернюю школу и работал ассенизатором, но мы продолжали считать его своим. Иногда, проезжая мимо школы, он останавливал свой экипаж и заходил в класс. Рассказав о самых интересных экспедициях, он степенно удалялся, солидно влезал на козлы и продолжал свой взрослый трудовой путь. Девчонки морщились, но классная дама говорила: "Большим человеком будет!" И точно! К восьмидесятым годам он был полковником милиции, начальником областного ГАИ, и с гордостью говорил, что по-прежнему борется за чистоту…
Конечно, издание такой газеты было грубым эпигонством, но разве оно исключает вдохновение? Хотя ничего такого особенного в газете не было. Ну, передовая статья – сообщение о провозглашении республики Щ в составе Великой Империи. Географическая карта империи, административно-территориальное деление: республики, королевства, ханства, султанаты и эмираты. Списки официальных лиц: глава государства, премьер-министр, другие министры, генералы, верховный судья, обязательно, конечно, палач. Неоднократное упоминание – почтительное, со всеми титулами – самого Его Величества Императора по имени Гыр-Нога… Светская хроника: имена очередных фаворитов и фавориток, указы о награждении орденами от №1 до №5+, сводки с мест боев между султанатами и эмиратами… Уголовная хроника (типа "некто Х курил в сортире, был застукан неким У, доставлен непосредственно к Е.В. г. Императору Гыр-Ноге, морально четвертован, физически поимел бледный вид") и т.д. Дальше – ребусы, эпиграммы и карикатуры. Язык газеты и имена политических фигур были понятны – в чем я не сомневался – только гражданам республики Щ, для которых и выпускалась газета.
Эффект был оглушительным! Куда там "Огоньку" Коротича! Первый номер газеты (восемь тетрадных листков) за один день был предельно истрепан и замусолен. Но первый оказался и последним. Единственный экземпляр газеты был изъят у какого-то растяпы беспощадной рукой завуча-исторички – Железной Дамы – Анны Васильевны, парторга школы. Брезгливо держа "Голос республики Щ" за уголок, Анна Васильевна невозмутимо закончила урок и, не удостоив газету прочтения, так же брезгливо опустила ее в портфель.
А на другой день… Первые два урока прошли спокойно. Третий – химия. Вел ее сам директор, грозный Гольденберг. Это был мужественный золотокудрый красавец, которому была к лицу (или к ноге?) даже хромота от фронтового ранения. Урок шел своим чередом. И вот, посреди рассказа о солях щелочных металлов, он, ни к кому не обращаясь, медленно и задумчиво произнес: "Интересно, а кто это такой – император Гыр-Нога?" И демонстративно скрипнул протезом, произведя тот самый звук, от которого и пошло прозвище. Республика Щ подавленно молчала. Я предположил, что ведется расследование, и увидел свое будущее в довольно мрачном свете…
На перемене наша классная дама, географиня Полина Абрамовна, могучим бюстом загнала меня в угол и, таинственно глядя в сторону, на конспиративно-пониженных тонах сообщила: "Я выкрала и уничтожила этот дурацкий пасквиль. Считай, что пронесло. Но учти на будущее!" И, после жуткой паузы: "С ума сойти! Подпольная газета в советской школе! В моем классе! При такой сложной международной обстановке!… И имей в виду – Он догадывается, кто автор и редактор". Все мы, конечно, знали, что Полина – жена директора, но тут я, на радостях, "прикинулся тупым валенком": "Кто – Он?" – "Как это кто?" – распахнула Полина печально-насмешливые библейские глаза. "Он – это император Гыр… Тьфу, директор школы! Кто-кто… Дед Пихто! С вами с ума сойдешь". И величественно удалилась, плавно колыша синим панбархатом.
А его Величество Государь Император в тот же день остановил меня в коридоре и, ткнув перстом в пуговицу моей гимнастерки, всемилостивейше повелеть соизволил: "Поручаю тебе работу заместителя главного редактора школьной стенгазеты! Но – без глупостей, мистер Херст!" И добавил вдогонку: "В другой раз классная дама тебя не спасет!"
Кто такой мистер Херст, в те времена знали даже пятиклассники…

(1996 г)
 
Категория: Станция Мариинск: память, дела и люди. | Просмотров: 1827 | Добавил: Терник | Теги: станции, История, хозяйство, локомотивное | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 

2