« Ноябрь 2018 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
12:50 Моя мать – Каверзина Мария Константиновна. стр 3 |
Ткали полотенца, шили рубахи. Пряли и ткали шерсть. Всю верхнюю и нижнюю одежду делали из домотканой пряжи. Пряли при лучине. Керосину не было. Каждый день надо было готовить целое беремя лучин. В печах делались кошельки. В них жгли смольё, добытое из выкорчёванных пней. Такие кошельки в сибирских деревнях я захватила ещё в гражданскую войну, когда они были единственным источником света в длинные зимние вечера. Тяжёлой работы хватало на целый год. 2 раза в году на Пасху и на Покров в деревне мыли все избы. Надо было голиками с дресвой (крупный песок) выскоблить потолки, стены и полы. С улицы избы тоже скребли и мыли. Мылись две стены – ту, которая выходила на улицу и со двора, где было крыльцо и входная дверь. А так-как избы были большие, обычно состоящие из двух половин, разделённых сенями, (лес-то был свой, бесплатный) , то работы было много. Зато деревня весной и осенью выглядела, как вновь отстроенная. Обычай этот дожил и до моих дней. Я видела это сама в 1919г. в деревнях недалеко от Иркутска. Семьи были большие. Мать рассказывала про семью своего дяди, брата отца. У него было пять сыновей и пять невесток. Жили они в пяти домах, но работали все вместе и питались в доме отца. Сначала за стол садились мужики. Потом кормили ребят. После всех садились невестки и свекровь. Отец распределял «мужскую» работу. Свекровь ведала невестками. Жили дружно. Ссор и ругани не было. Мать говорила, что она не помнит, чтобы отец когда-нибудь обругался. Семья у них была не очень большая – мать, отец – сын и три дочери. Дочери были выданы замуж в другие деревни, за 100 и за 200 вёрст. В семье остались женатый сын и моя мать. Она была самая младшая в семье. Брат матери умер рано от какой-то болезни. После него остался мальчик. Невестка не ушла из дома, наоборот , в семью был взят зять. С семьёй их связывал только внук – 14 летний мальчик, но и внук умер рано, а невестка с мужем и новыми детьми так и осталась в семье. После смерти деда они остались в семье уже хозяевами. С ними жила и свекровь, так как моя мать в это время уехала из деревни потому – что у отца кончился срок ссылки. С внешним миром деревню связывал только купец, приплывавший раз в лето на плоскодонной барже – паузке, где у него помещались лавка и склад для мехов. Купец был полновластным хозяином на реке. Он назначал цены, определял сортность мехов. Все реки в Сибири были «поделены» между купцами и в «чужую реку» купец уже не ходил. Крестьяне целиком зависели от таких купцов. Ему они сдавали меха, у него покупали «охотничий припас», сапоги, одежду для праздников, которая хранилась годами и переходила по наследству, приданое для дочерей и прочее. Он - же снабжал водкой, но так как это было не часто, то и пьянства в ту пору в деревне не было. Школа в селе была открыта в 80-х годах прошлого столетия и раз в 2 недели начала приходить почта, а до этого учились у дьякона. Так учился брат моей матери. Платили натурой. Девочек не учили, считали излишеством. – Девочкам грамота ни к чему. Матери моей было в это время 6 – 7 лет. Она была очень любознательной девочкой и часами могла слушать, как брат нараспев повторял – «Аз, буки, веди, глаголь, и складывал слова. Постепенно и она усвоила, эту премудрость и тоже научилась читать по слогам шевеля губами. |
|
Всего комментариев: 0 | |