16:01 О селе Суслово и его людях |
Истоки Рубинского леспромхоза берут свое начало с января 1947 года в поселке Лебяжье 2-Николаевского сельсовета. Первоначально он назывался "Рубинский заготовительный и закупочный участок” и был организован Новосибирской заготовительной конторой "Главпищетара”. Участок располагался в междуречье рек Четь и Тяжин к северу от Суслово. Сырьевая база ЛПХ раскинулась на территориях четырех лесхозов: Тегульдетского, Тяжинского, Мариинского и Зыряновского районов. Годовой план лесозаготовок в то время достигал 16 тысяч кубометров древесины по ассортиментам: тарный кряж, читалу, деловой 4-х и 6-ти метровый лес. Кроме этого, производили закуп в Тяжинских колхозах и артелях колотую клёпку для винной и пищевой промышленности до 500 тысяч комплектов. Свою клёпку еще не вырабатывали. И всю эту заготовленную и закупленную продукцию вывозили своим транспортом до станции Суслово, грузили в вагоны и отправляли заказчикам, согласно доведенного вышестоящими организациями плана. Груз, в основном лес и клёпка, шел в районы Средней Азии. Техническое оснащение участка было не богатое: на заготовке леса – поперечная пила, топор для обрубки сучьев. Трелевочные работы велись лошадьми. Через год появилась лучковая пила. Вывозка леса и перевозка закупленной клёпки производилась автомобилями "ЗИС-5”, "ГАЗ”, "Шеврале-4”, "Форд-6” и стареньким трофейным "Студебеккером”. Всего было 16 автомобилей. Был еще один видавший виды трактор "ЧТЗ”, который после каждого рейса до с. Суслово становился на месячный ремонт. Для изготовления примитивных запчастей имелась своя кузница, воздух в которой качали вручную. В зимнее время, после продолжительных буранов и снегопадов, дорогу от лесосеки до Суслово чистили лопатами вручную, после чего торопились с вывозкой. Работали круглосуточно до следующего бурана. Постоянный штат рабочих и служащих, исключая привлеченных на расчистку дороги, составлял около 80 человек. Так продолжалось до 1949-50 года, до постройки лесозавода. С вводом в действие лесозавода в поселке Лебяжье, закуп лесопродукции прекратился. Переработка леса производилась на лесозаводе. Готовили пиломатериал, клёпку, тарную дощечку, гнали деготь, пихтовое масло. План заготовки леса был увеличен до 28 тысяч кубометров. Техника оставалась почти на том же уровне. Добавились только один старенький токарный станок по металлу, пилорама "Р-65”, циркулярный станок, два локомобиля, каждый из которых вырабатывал по 60 квт/ч. электроэнергии. В 1951 году лесоучасток стал называться "Рубинский лесотарный комбинат”. План заготовки леса был увеличен до 49 тысяч куб. м. Появились два автокрана для погрузки, финская передвижная электростанция, пилы, передвижная электростанция "ПЭС- 12-200” и к ней электропилы "К-5”. Постепенно начала поступать новая техника: лесовозы, тракторы, бульдозеры, вездеходы, трелевочные тракторы. В лесосеках, для облегчения погрузки леса, сооружаются эстакады. Появились электрические станки, локомобиль мощностью 300 квт/ч. Если раньше горючее доставляли в бочках и заливали в машины ведрами, теперь появился бензовоз, и заправка транспорта стала производиться с помощью автозаправочной колонки. С 1 октября 1955 года, в связи с ликвидацией Новосибирской заготконторы, Рубинский лесотарный комбинат перешел в непосредственное подчинение главку "Главпищетара”, а с сентября 1957 года – тресту "Кемероволес”. С мая 1960 года комбинат переименован в Рубинский леспромхоз треста "Кемероволес” с подчинением управлению лесной, деревообрабатывающей промышленности и лесного хозяйства Кузбасского совнархоза. К этому времени развернул свою деятельность Тонгульский стройучасток. Строилось жилье для рабочих, застраивался поселок Лебяжье: были построены пекарня, магазин, объекты производственного назначения. Улучшилось снабжение продуктами питания и товарами народного потребления. А было время, медведи подходили прямо к домам, и можно было недалеко от дома заблудиться. В апреле 1964 года, в связи с организацией объединения "Марлес”, Рубинский ЛПХ перешел в его подчинение. В июле 1967 года проходит очередная реорганизация и Рубинский ЛПХ переходит в непосредственное подчинение "Кемероволес” лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР. С 1977 года Рубинский ЛПХ – филиал объединения "Кемероволес”, а с января 1992 года – акционерное общество "Рубинлес”. Центральная усадьба ЛПХ размещалась на территории села Суслово. В своем подчинении предприятие имело два лесозаготовительных участка: Лебяжинский ЛЗП с деревообрабатывающим цехом (74 тыс. куб.м) и Пихтовский ЛЗП, объем заготовок которого составлял 201 тыс. куб.м; нижний склад емкостью 26,5 тыс. куб.м, примыкающий к железной дороге. Заготовка леса производилась укрупненными бригадами в 11 человек. Валили лес бензопилами марки "Урал” с применением гидроклина "КГМ-1”. Трелевка осуществлялась тракторами "ТТ-4”, погрузка хлыстов – челюстными погрузчиками "ПЛ-2”, а вывозка – на лесовозах марок "КРАЗ-255л”, "Урал-375” по дороге круглогодового действия с колейным железобетонным покрытием протяженностью 66 км, связывающей оба лесопункта. Разгрузка хлыстов на нижнем складе производилась кранами "КК-20”, "К-305”, "НЛТ-62”. Разделывался лес на полуавтоматических поточных линиях "ПЛХ-3АС”. Сменное задание на поточную линию доходило до 140 и более куб.м. При разделке получали: спичечный кряж, руддолготье, пиловочник лиственный и хвойный, строительный лес, отопительные дрова. С целью более полного использования отходов, на нижнем складе работал цех "УПЩ-3” по выработке технологической щепы, которая отправлялась на Красноярский целлюлозно-бумажный комбинат. На Пихтовском ЛЗП вырабатывалось пихтовое масло. Основными потребителями продукции Рубинского ЛПХ были: Юргинский завод ЖБК-5, Прокопьевский ДОК, Яйский ЛПК, Красноярский ЦБК, Новокузнецкий ДОЗ, Кемеровский ДОЗ, "Южкузбассуголь”, "Ленинскуголь”, Северокузбассуголь” и другие. К 1985 году плановый объем продукции составлял: Заготовка древесины – 280 тыс. куб.м. Вывозка – 280 тыс. куб.м. Разделка – 168 тыс. куб.м. Отгрузка хлыстов – 112 тыс. куб.м. Щепа технологич. – 5,5 тыс. куб.м. Пихтовое масло – 7 тонн. 1970-е и 1980-е годы – это самый плодотворный период в истории Рубинского ЛПХ. На предприятии выросла целая плеяда орденоносцев: орденами "Трудового Красного Знамени” были награждены водители лесовозов Григорий Михайлович Тушминский, Анатолий Пименович Суглобов, бригадир малокомплексной бригады Николай Старостин, тракторист малокомплексной бригады на трелевке леса Дмитрий Исмагилов, бригадир на разделке леса Михаил Афанасьевич Кириенко, оператор нижнего склада Александр Григорьевич Кирпиченко, станочница тарного цеха Мария Константиновна Прокопьева, рамщик лесотарного завода Владимир Степанович Бурков и другие. А бригадиру малокомплексной бригады на заготовке древесины Константину Николаевичу Прокопьеву было присвоено высокое звание Герой Социалистического труда. Об этом удивительном человеке остался очерк "Герой остается в строю”, опубликованный в августе 1967 года в газете "Вперед”, написанный журналистом Владимиром Кудриным. Вот эта публикация: "Солнце заворачивало на запад, когда на дороге, ведущей в Рубино, появился путник. Рюкзак за плечами, выгоревшая гимнастерка и две поблескивающие медали "За победу над Японией” и "30 лет Советской Армии”. Уходил из родного села юноша, а через семь с половиной лет вернулся зрелый мужчина, сержант Константин Прокопьев. Село встречало бойца весенней теплотой и яркими красками, обновлением всего живущего. Набирали силу хлебные поля, в зеленой придорожной траве наперебой трещали кузнечики. А он шел, наслаждаясь свободой и свежим озвученным днем, радуясь близкой встрече с родными. Отец, расцеловав солдата, восторженно сказал: - Орел! Взмахнет крыльями и улетит высоко. -Ладно, батя. Куда я от вас? Здесь родился, вырос – здесь и работать останусь. На семейном совете в честь возвращения героя присутствовало полсела. Младший головастый брат примерял пилотку и бегал среди гостей, восторгаясь бренчанием и блеском наград, уже перекочевавших на его грудь. А за столом шла деловая беседа. -Ну, сынок, в колхоз пойдешь работать? Надобны нам крепкие руки. Или махнешь на большие стройки? - Это дело серьезное. Посмотрю еще, отец. - Ну, давай решай. Только в обиде нас, стариков, не оставь. Несколько дней ходил Константин, как не свой. Руки настоятельно требовали приложения. Бывший орудийный мастер искал применения своим знаниям и силе. Однажды зашел Константин в лес. Привлек его звон пил. Лесорубы валили высокие сосны. Деревья стояли крепко, но, подпиленные с двух сторон, они, как будто прощаясь, последний раз взмахивали кронами, и гул шел по земле от их падения. Заворожила эта картина сержанта, давно не видевшего мирного труда. - Ну-ка, дай топор, - попросил он сучкоруба. - Что, солдатик, соскучился? Возьми, покажи свою удаль. Плюнул Константин на жесткие ладони, еще пахнущие орудийной смазкой. Удобно легло в руки теплое топорище, и зазвенело стальное лезвие, впиваясь в мякоть дерева. День прошел, оставив радость вдохновенного труда. Вечером его решение ошеломило родных. - Пойду лесорубом в лесотарный комбинат. Работа знакомая. Будни привлекали своим напряжением. Ранний подъем вместе с солнцем, заряжающая молодым задором физзарядка, короткие по-военному сборы, и он на лесосеке, где шумит вершинами вековая тайга. Ритм труда горячит молодое тело. Под вечер мускулы наливались усталостью. Но теперь он нашел свое место в жизни. Прошел год, другой. Орел расправлял крылья. Лесорубы уважали молодого товарища за трудолюбие, за истинность его решений в различных спорах. С Прокопьевым не гнушались советоваться и бригадиры, и мастера. А он вечером, после рабочего дня, считал людей, минуты, кубометры. Почему десять сильных мужчин не могут дать за день больше двадцати пяти кубометров? Почему нельзя перешагнуть эту грань? Опыт помог найти решение. Лесорубы работали по звеньям, каждый специалист трудился отдельно, единолично. А не лучше ли всех людей объединить в бригаду и весь комплекс работ выполнять сообща? Проверка на практике не заставила себя ждать. Администрация выдвинула его на должность бригадира. -Вот что, Константин, хотя ты молод, комсомолец, но опыта тебе не занимать. Будешь руководить первой комсомольско-молодежной бригадой. Ребят тебе подберем. Долго не мог уснуть в ту ночь бригадир. Думал, как будет начинать работать по-новому. Утром свежий, как обычно, он встретился с бригадой. Поговорил с каждым: выяснил, где и как работал, на каком участке хочет трудиться сейчас. В конце беседы сказал: -Парни, нас собрали вместе потому, что мы молоды. Надо показать, как умеет работать молодежь. Работать будем по-новому. И еще одно запомните: "Дружба дружбой, а служба службой”. Требовать с вас я буду строго. Прошел месяц. О бригаде заговорили. Она ежедневно давала по полторы нормы. Но бригадира беспокоила другая проблема. Опять собрал ребят. -Знаете, как бывает в орудийном расчете в бою: убит наводчик – на его место встает заряжающий; убит и он – подменяет подносчик снарядов. Надо бы и у нас внедрить это дело. А то ведь что получается: вчера мы не выполнили нормы потому, что раскряжевщика нет, и на его место поставить некого. Надо добиваться взаимозаменяемости. Чтобы каждый умел выполнять работу товарища. В 1961 году бригада первой в лесной промышленности области завоевала звание коллектива коммунистического отношения к труду. А когда на лесосеках появились мощные дизельные тракторы и бензопила "Дружба”, которая стала настоящим другом лесорубов, Константин первым освоил новую технику и помог в этом своим товарищам. Теперь он был уже Константином Николаевичем. Значок "Мастер леса и сплава” прибавился к его наградам. Побывал как-то Константин Николаевич в Советском леспромхозе Пермской области. Обменивался опытом. Там он и перенял челночный метод, при котором трактор делает одну ходку на ближнее расстояние, другую – на дальнее. Сразу наладилась ритмичность в работе. Казалось, все было хорошо. Но бригадира волновало еще одно слабое звено. Погрузка древесины по-прежнему велась вручную. Именно сюда и направил свои поиски Константин Николаевич. Долго и упорно бился он над этой задачей. Решение оказалось неожиданно простым. Погрузку мог осуществить трактор, если его поднять выше лесовоза. Предложение Прокопьева о строительстве погрузочной эстакады обсуждали везде, и сразу же после внедрения она оправдала себя. Нововведения сказывались на производительности труда. Бригада ежемесячно переходила тысячные рубежи. В 1965 году ей было присвоено звание "Лучшая бригада лесной промышленности СССР”. А Константин Николаевич получил звание "Лучший бригадир лесозаготовительной бригады лесной промышленности СССР”. Герой труда, выполнив досрочно семилетний план, взял обязательство на пять лет. Всем коллективом они решили закончить пятилетку в четыре года и дать 60 тысяч кубометров вместо плановых пятидесяти тысяч. Ежемесячно заготавливать больше тысячи кубометров – так постановила бригада. И слово ребят из первой комсомольско-молодежной не разошлись с делом. Твердо запомнили члены бригады слова своего бригадира: "Ну, орлы, взмахнем крыльями? Пусть все видят наш полет…”. *** В 1966 году К.Н. Прокопьеву за высокие показатели работы бригады и большой личный вклад в развитие лесной промышленности было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А 22 августа 1967 года Константин Николаевич Прокопьев трагически погиб. Мариинцы помнят своего славного земляка и гордятся им”. На балансе Рубинского ЛПХ находилось: 1. Три клуба: в Суслово – на 150 мест, в Пихтовке – на 150 мест и в Лебяжье – на 50 мест. 2. Общежитие на 150 мест. 3. Три столовых. 4. КБО на 18 рабочих мест. 5. Овощехранилище площадью 1078,5 кв.м. 6. Овощехранилище емкостью 62 т. 7. Две хлебопекарни мощностью 0,5 тонн хлеба в сутки. 8. Детские сады в Пихтовке, Лебяжье и Суслово. 9. Три бани. 10. Три продовольственных и три промтоварных магазина. 11. Жилой фонд составлял 27212 кв.м. В 1997 году, после ликвидации АО "Рубинлес” было образовано ЗАО "Киялес”. А с октября 1999 года – это Мариинский филиал ООО "Стэйт”. Предприятие возглавляет генеральный директор господин Пэн Гоцин. С 2000 года, бывшее некогда могущественное предприятие, разваленное и проданное за долги, было куплено предпринимателями из КНР, и заработало. Руководством предприятия проделана серьезная работа по восстановлению цехов, созданию дополнительных рабочих мест. Восстановлены и работают две линии по разделке хлыстов, приобретается лесозаготовительная и дорожная техника, восстанавливается крановое хозяйство нижнего склада, планируется приобретение еще двух линий по разделке древесины. При нормальной работе будущее у предприятия есть. НО… валится лес, падают кедры исполины. Новым хозяевам не жаль наше российское зеленое богатство. Им все равно, что останется после них нашим потомкам. Похоже, и нам безразлично, если мы позволяем себя открыто грабить. На страже здоровья " До прихода в Сибирь русских лечением в крае занимались знахари-шаманы. Их опыт в использовании лечебного сырья положительно сказался на развитии медицины. Фармакологические и лечебные свойства лекарственных трав, кедровой смолы, пантов и др. были оценены русскими лекарями. В 17-19 вв. сложился слой особых людей, сделавших сбор лекарственного сырья своей основной профессией. Они составляли и рукописные травники с описанием лечебных свойств сибирских трав. Один из них, Ерофей Мухановский в середине 19 века был приглашен на службу в столичный аптекарский приказ. Архивные данные показывают, что в Кузбассе в конце 19 века было три больницы, один военный лазарет и несколько богоугодных заведений (в гг. Мариинске, Кузнецке, Томском железоделательном заводе, Салаирском руднике). Они принадлежали горному, военному, церковному ведомству и были подконтрольны местной полиции и губернской военной управе. Медицинский персонал состоял в основном из мужчин разных сословий. Большая часть из них окончила медицинские факультеты Дерптского, Московского, Казанского, Харьковского, Томского университетов, а также Петербургской и Виленской академий. Средний персонал – это выпускники крупных госпитальных школ Омска, Казани, Томска и стажеры ведущего врача лечебного учреждения. Несмотря на свою малочисленность, медики успешно лечили от ран, ушибов, лихорадки, заболеваний желудка, горла, болезней костей, плевры и даже злокачественные опухоли. Большой урон кузбасскому здравоохранению был нанесен революцией, 1-й мировой и гражданской войнами. В эти годы большая часть медиков была мобилизована в армию. В связи с оттоком многих квалифицированных специалистов в стан противников революции, в новой системе работали малочисленные, недостойно обученные кадры. Словом, в 1918-20 гг. медицинские кадры Кузбасса обслуживали противоборствующие стороны в братоубийственной гражданской войне…”. ( "Историческая энциклопедия Кузбасса” (стр. 224-226). Здравоохранение Мариинска и Мариинского района далеко шагнула вперед в своем развитии. До революции в районе не было ни одной участковой больницы, а в городе в 1913 году была одна больница на шесть коек, в которой работали один врач и шесть средних медработников. В марте 1920 года в с. Суслово был открыт фельдшерский пункт, где больных принимал эпидемфельдшер Петр Яковлевич Ступин. Трудно было тогда: бушевали эпидемии брюшного и сыпного тифа и многие другие болезни, крайне недостаточным была обеспеченность медикаментами, оборудованием и инструментарием. По воспоминаниям самого Петра Яковлевича, все оборудование фельдшерского пункта состояло из одного стола, топчана, настенного шкафчика и двух табуреток. Из инструментария имелись: скальпель, пинцет, шприцы, ножницы, кружки и халат. Медикаменты на месяц выдавались в таком количестве: соляная кислота – 200 гр. мятные капли - 150 гр. настой валерианы – 500 гр. аспирин – 100 гр. салицилка – 200 гр. йод – 200 гр. камфара – 50 гр. кофеин – 20 гр. настой белодоны – 100 гр. хинин – 100 гр. Антифебрин – 100 гр. Карболовая кислота – 500 гр. спирт –0,5 л. сулима – 100 гр. креолин – 1 кг. Из перевязочного материала выдавалось: три метра марли, 25 бинтов и один килограмм ваты. Так что, порой приходилось на перевязочные материалы "полосовать” рубахи и пр. Ни лаборатории, ни рентген кабинета, естественно не было и в помине. Работали фельдшер и санитар. Обслуживали более десяти деревень. В фельдшерский участок входили села: Суслово (1000) дворов, Ступинка, Федоровка, Святогорка, Сухаревка, Николаевка, Ивановка, Знаменка, Константиновка, Ключевая, Сандайка, Теплая речка. Транспортным средством являлась лошадка. Работы было много. Ведь после изгнания Колчака, повсеместно свирепствовали тиф, оспа, скарлатина, дифтерия. Болели семьями. Дезокамер не было, обходились деревенскими банями, топившимися "по-черному”. Роды, по большей части, приходилось принимать местным повитухам. В 1929 году под больницу оборудовали здание бывшего этапного пункта, который находился на восточной окраине села. До революции в этом здании на отдых и ночлег останавливались шедшие по Московскому тракту ссыльные, жили солдаты русско-японской войны 1904-05 гг., потом жили писаря. По утверждению П.Я. Ступина, самое раннее медицинское учреждение в с. Суслово – земский фельдшерский пункт – был открыт еще в 1912 году в доме Пашкиных по улице Трактовой. С 1913 года в нем работал Филипп Иванович Зыкин. Умер Филипп Иванович в феврале 1940 года от крупозного воспаления легких. А вот что явствует из воспоминаний Марии Ивановны Казанцевой: "…В доме Пашкиных больница располагалась с 1920 по 1929 годы. Кроме Петра Яковлевича Ступина и Филиппа Ивановича Зыкина врачом в эти годы работала Елена Адольфовна (фамилию не помнит – прим. авт.), которая проводила даже хирургические операции. Она с мужем была в числе первых коммунаров села, когда в 1929 году в Суслово организовалась коммуна”. Итак, в здании бывшего этапного пункта больница располагалась с 1929 по 1965 годы. В 1948 году в доме Савкович (теперь этот дом принадлежит А.Г. Долбня) открылась амбулатория. С 1941 по декабрь 1943 года медпунктом заведовала Елизавета Григорьевна Здесенко. Врачами работали Зубов и Личиков. В 1944 году заведующей медпунктом была назначена Анна Дмитриевна Жужган, прибывшая в село после окончания медицинского техникума. 23 июня 1944 года на сессии Сусловского сельсовета было решено открыть в селе стационарное отделение больницы на 10 коек. С апреля 1946 года зав.больницей стала Агриппина Петровна Васильева. А зав.амбулаторией трудился Михаил Абрамович Павленок. С ноября 1948 по 1950 гг. больницу возглавляла врач-терапевт Мария Яковлевна Черненко, а с 3 ноября 1950 г. по апрель 1951 г. – Елена Илларионовна Герасименко (Балабаева). С августа 1951 г. по декабрь 1957 г заведующим больницей работал выпускник Омского медицинского института, фронтовик Павел Дмитриевич Куминов. Плечом к плечу с ним трудились врач-терапевт Александра Лазаревна Мимченко, зубной врач – Тамара Михайловна Годухина. В 1952 году стационарное отделение больницы увеличилось до 15 коек: родильное отделение – 3 койки, инфекционное – 4 и общих – 8 коек. Открылся зубной кабинет. В том же, 1952 году, исполком Сусловского сельсовета обратился с ходатайством в районный Совет по поводу открытия в селе Суслово лаборатории для проведения простейших анализов и филиал аптеки с правом приготовления лекарств. Первым лаборантом, после прохождения спецкурса, стала участник войны, жена главного врача Валентина Ивановна Куминова (Иванчура). А первым сельским фармацевтом, с сентября 1955 года, была Антонина Сергеевна Котликова. На содержание одного больного стационарного отделения в день по смете расходовалось 4 рубля 20 копеек. В то время это было более чем нормально. 5 августа 1965 года в селе Суслово было сдано в эксплуатацию новое одноэтажное кирпичное здание больницы на 45 койкомест, построил которое совхоз "Сусловский”. В больнице были оборудованы зубной, физио- и рентген кабинеты. Медперсонал больницы насчитывал 26 человек: два врача, четырнадцать фельдшеров, десять медицинских сестер, санитаров и др. работников. В 50-60-е годы в больнице трудились: замечательный человек и хирург Клавдия Григорьевна Черткова, терапевты Альберт Васильевич Александров и Виктор Васильевич Кравченко, хирург Аза Иосифовна Приходько. Зубным врачом после Т.М. Годухиной трудились Галина Патрина и Людмила Васильевна Казакевич. Возглавляла больницу Тамара Ивановна Корнева, которую в 1962 году сменил Геннадий Васильевич Кравченко, а в 1969 году главным врачом больницы стал Владимир Максимович Тетерев. Кстати, Т.И Корневой (в 1972 г.) и В.М. Тетереву (в1983 г.) присвоены звания "Отличник здравоохранения”. В марте 1982 года больница перешла в новое трехэтажное здание, построенное коллективом Тонгульского стройучастка. Она рассчитана на 100 койкомест. Но по известным причинам, уже в 1997 году в больнице осталось 35 мест для стационарных больных. Под стационарное отделение отдан третий этаж здания. На втором этаже расположилась амбулатория с регистратурой, детским, зубным процедурным кабинетами и кабинетом врача-терапевта. На первом этаже – рентген кабинет, лаборатория физиокабинет и др. 90-е годы. В больнице трудятся четыре врача с высшим образованием: врач-педиатр Наталья Сергеевна Кирлюкова, терапевты – Антонина Васильевна Пушкарева, Владимир Максимович Тетерев и Тамара Ивановна Корнева. 90-е годы стали труднейшим временем для здравоохранения в целом и для нашей больницы в частности. Канула в Лету советская система здравоохранения. Остро ощущается недостаток лекарственных средств. Больница их практически не имеет, и больным приходится приобретать лекарства самим. Тем не менее, медицинские работники рук не опускают и надеются на перемены к лучшему. Заслуженным уважением у больных сусловчан пользуются: врач Антонина Васильевна Пушкарева, работники среднего медперсонала – Любовь Васильевна Манекина, Галина Федоровна Манекина, Наталья Воропаева, Татьяна Мухаметова, Анна Захаровна Лукашова, Лариса Терегулова, Елена Лапова, санитарки – Надежда Мягких, Ольга Кузнецова, Галина Ивановна Черкашина, Надежда Нарицына и другие. Сусловское потребительское общество Кооперации – потребительские общества в России возникли еще во второй половине 19-го столетия. В 30-х годах 20-го столетия потребительские общества строились по территориальному принципу. Членство союза не обуславливалось обязательным трудовым участием, но с обязательным паевым денежным взносом. В задачу потребительского общества (союза) входило: закупка, заготовка, а также производство не только продовольственных, но и промышленных товаров с дальнейшей их реализацией (продажей) населению. В Мариинском уезде потребительские общества возникают в 1911-1912 годах для совместной закупки, продажи (торговли) и производству товаров для населения. Руководство потребительских союзов осуществлялось правлением, избираемым коллективом пайщиков. В СССР количество членов потребительских союзов составляло до 60 млн. человек. В основном это было сельское население и население небольших, как Мариинск, городов. Позже эти союзы получили финансовую, в виде кредитов, поддержку государства. Для руководства кооперативами нужны были грамотные люди. Уже после революции в Мариинске открылась кооперативная школа, в которой, кстати, учился один из первых сусловских комсомольцев Александр Федорович Ковалев. Возникают кредитные и другие товарищества. В Рубино, например, кредитное товарищество возникло в 1913 году. В том же, 1913 году, Федор Павлович Коношенко основал общество трезвости, в которое входило 52 человека, в основном из интеллигенции. Правда, уже в 1914 году, с началом 1-й империалистической войны, общество это распалось. Но до этого периода в обществе держался строгий порядок – к нарушителям (общественного) Устава общества применялся штраф до 10 рублей. В Сусловской волости потребительское общество и кредитное товарищество возникли уже после революции 1917-го года. В архиве г. Мариинска не нашлось документального подтверждения точной даты возникновения Сусловского потребительского общества. Известно только, что с 1938 года его возглавлял некий Горелов. С сентября 1940 года по март 1941 года – Карпузович, а с августа 1941 по октябрь 1942 г. – Иван Иванович Пономаренко. С октября 1942 по июль 1943 года у «руля» Сусловского потребительского общества побывали эвакуированные – Вандер и Зельберман. С августа 1943 по декабрь 1944 гг. – Галкин, Ерохин, Усачев. С декабря 1944 г. по 1946 год Сусловское сельпо (сельское потребительское общество) возглавил Кочанский. В 1947-48 гг. коллектив сельпо возглавлял фронтовик Михаил Андреевич Булгаков. Товарооборот за 1948 год составил 3 млн. рублей. Сельпо имело уже не только магазины, но и столовую. План общепита за 1948 год был выполнен только на 80%, зато план заготовок – на 120%. Картофеля у населения было закуплено 120 тонн, вместо 114 тонн по плану. С февраля 1949 года сельпо возглавил фронтовик, коммунист Павел Иванович Шадрин, а с июня 1950 года – Михаил Иванович Азевич. В апреле 1951 года М.И. Азевича сменил Яков Васильевич Денеко, который, вернувшись с фронта по ранению, работал с 1945 по 1950 гг. продавцом в деревне Ивановке Константиновского сельсовета. В марте 1950 года Яков Васильевич избирается председателем Константиновского сельпо, а в апреле 1951 – председателем Сусловского сельпо. В 1950 году к Сусловскому сельпо присоединилось сельпо села Вторая Николаевка, а в 1951 году – Константиновское. Так в 1952 году образовался союз из трех кооперативов. На состоявшейся конференции пайщиков председателем этого союза был избран Я.В. Денеко, трудившийся на этом посту до 1971 года. В «тройственный союз» входили населенные пункты: Суслово, Александровка, Федоровка, Ступинка, Святогорка, Сухаревка, Константиновка, 1-5-й лагпункты, Ивановка, Знаменка, Вторая Николаевка, Рубино, Богданово и Мелехино. Сохранились данные из отчетов Сусловского сельпо перед исполкомом сельского Совета за 1953 и 1955 гг. План товарооборота в суммарном отношении за 1953 год составил 5 млн. 850 тыс. рублей, по видам: План Фактически Дуб-корье 4 т. 3,542 т Чермет 74 т 113 т.350 кг Пух-перо 6 кг 11 кг Картофель 299 т. 615 т. За 1955 год Цветмет 10 т. 10,48 т. 109% Пух-перо 47 кг 51 кг 107% -сырье 164 кг 221 кг 134% Картофель 840 т. 577,7 т 68% Мясо 87 т. 79 т. 90,8% Плоды ягод 277 кг 310 кг 115% Мёд 25,5 ц. 11,2 ц. 43,9% В сумме товарооборот за 1955 год при плане 4540 тыс. рублей составил 4759 тыс. рублей, то есть 104,8%. Правление Сусловского сельпо в 1955 году состояло из семи человек: Азевич Михаил Иванович – заготовитель; Гришанин Иван Иванович – зав. гаража Сусловской МТС; Денеко Яков Васильевич – председатель сельпо; Капустин Владимир Матвеевич – продавец магазина с. Святогорка; Красноплахтов Иван Степанович – председатель Сусловского сельсовета; Никитин Сергей Иванович – директор Сусловского заготзерно; Романов Иван Федотович – заместитель председателя сельпо. В 1957 году, в связи с реорганизацией сельского хозяйства (образованием совхозов), был образован совхоз «Сусловский», Сусловское потребительское общество стало называться рабочим кооперативом (рабкоопом), оставаясь собственностью рабочего комитета. До 1959 года возглавлял его по-прежнему Я.В. Денеко. С 1959 по 1963 гг. Денеко трудился ревизором райпотребсоюза. Сусловским совхозрабкоопом в эти годы руководили: В. Тарасов, Н.И. Суглобов, Н.С. Пятачков, И.Ф. Романов. В 1967 году к Сусловскому совхозрабкоопу присоединили Байдукское сельпо с 8 торговыми точками в селах Байдук, Лебяжье, Куркули, Тонгул, Столяровка, Степановка, Урузаевка, Тундинка. К этому времени в совхозкооперативе функционировали швейная мастерская, хлебный магазин, столовая, пекарня в Суслово, 39 торговых точек, базы-склады в Суслово и во Второй Николаевке. Административный аппарат состоял из семи человек, при штате рабкоопа – 135 человек. Растет товарооборот, расширяется материальная база, строятся кирпичные магазины и склады. Имеется свой транспорт, на котором товар с межрайбазы развозится по торговым точкам. В юбилейном, 1967 году, открывается универсальный кирпичный магазин, ставший гордостью села Суслово. Но!... Настало время дикой перестройки. Не выдержав конкуренции, в конце 90-х годов 20-го столетия рабочий кооператив медленно погибает, а в 2002 году и вовсе прекратил существование. Имущество предприятия пошло «с молотка» и было раскуплено предприимчивыми людьми. Станция Суслово Вопрос о строительстве Сибирской железной дороги возник еще в 50-е годы 19 века, когда усилилось освоение Приамурья и Приморья. Но только в 90-х годах царское правительство, встревоженное проникновением американских и английских капиталистов в район Маньчжурии, прилегающие к русским дальневосточным границам, решило строить Сибирскую магистраль, соединяющую Сибирь и Дальний Восток с Европейской Россией. В 1891 году были отпущены кредиты на постройку Уссурийской и изыскание Западно-Сибирской линий. На следующий год для руководства стройкой был утвержден Комитет Сибирской железной дороги. В 1893 году было образовано Управление по сооружению дороги. 10 февраля 1895 года Комитет Сибирской железной дороги определил направление магистрали от Оби на Мариинск вдоль северных окраин Кузбасса. Дорога строилась с лихорадочной быстротой. Уже в 1894 году началось движение поездов по Западно-Сибирской линии. Форсированными темпами сооружалась Средне-Сибирская линия. Постройка Обь-Красноярского участка дороги по северной окраине Кузбасса была разрешена до представления в центральные учреждения общего проекта магистрали. Летом 1893 года строители двинулись на восток от Оби. Это были: крестьянская беднота, выгнанная нуждой из деревни, ссыльнопоселенцы, вчерашние приискатели Мариинской и Кузнецкой тайги, коренные сибиряки и люди, завербовавшиеся на стройку в Европейской России. И все же рабочих не хватало. Тогда на стройку дороги царское правительство бросило около полутора тысяч каторжан Александровской тюрьмы. В 1895 году число рабочих строителей достигло почти 30 тысяч человек. В пределах Кузбасса перед строителями стеной встала вековая тайга. Одну из станций так и назвали – Тайгой. Все металлические изделия, начиная от рельсов и кончая последним гвоздем, доставлялись из Европейской России. Стройка не знала ни машин, ни механизмов. Тысячи и тысячи рабочих лопатами копали грунт, кайлами долбили скалы, тачками вывозили землю, под «дубинушку» забивали сваи мостов… 15 февраля 1897 года было открыто временное движение по участку железной дороги Обь-Красноярск. А на следующий год по Средне-Сибирской магистрали началось регулярное движение поездов. Таким образом, всего за десять лет, с 1891 по 1900 гг. – Великая Сибирская железнодорожная магистраль была построена и вступила в эксплуатацию. Постройка Транссибирской магистрали явилось событием мирового значения. В 1909 году Сибирская магистраль на протяжении 3274 км стала двухпутной. Магистраль занимала первое место по перевозкам каменного угля. Только в 1902 году его было вывезено 7,5 млн. пудов. До сооружения железной дороги в Сибирь гужевым транспортом доставлялось товаров на 45 млн. рублей, а вывозилось на 80 млн. рублей. А общая сумма доходов от Сибирской железной дороги составила в 1911 году – 46,2 млрд. рублей или 14716 рублей в расчете на одну версту. В 1905 году по всей стране началась всеобщая политическая стачка, она продолжалась до конца октября. Наряду с рабочими дружинами – в ноябре-декабре 1905 года – возникли новые массовые организации – Советы и железнодорожные комитеты в Тайгинском депо, Боготоле, Красноярске. Это был важный этап в становлении Транссибирской магистрали и формировании пролетариата этой транспортной артерии, пересекшей Сибирь и вышедшей к берегам Тихого океана. В 1917 году железнодорожные комитеты на Транссибе возглавили большевики. Железнодорожные забастовки на транссибирской магистрали проходили организованно… 25 мая 1918 года над советской республикой нависла новая угроза – вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса. 18 июня Советская власть была свергнута в Красноярске и Ачинске. Осенью 1918 г. по Транссибирской магистрали следовали «эшелоны смерти». В конце 1918 – начале 1919 гг. в ответ на кровавый террор колчаковцев по Сибири прокатилась волна рабочих восстаний. В 1919 году Колчак начал отступать по всему Восточному фронту. 14 ноября Красная Армия освободила Омск, 14 декабря – Новониколаевск, 28 декабря – Мариинск, 1-2 января 1920 года – Боготол и Ачинск. Вскоре вся Сибирь была освобождена от белогвардейцев. В 1920 году на станции Суслово образовалась партийная ячейка. Первыми коммунистами из числа железнодорожников стали: Петр Антонович Набоков, Сергей Лукьянович Абашин, Дмитрий Семенович Мора, Иван Зайцев и Гаврила Новиков (секретарь ячейки). Комсомольская организация станции Суслово образовалась в 1923-24 гг. Первым секретарем комсомольской ячейки был Александр Иванович Боков. В состав ячейки входили Екатерина и Мария Абашины, Клавдия Извекова, Варя Тихонова и другие. Для обсуждения текущих вопросов комсомольцы собирались в здании вокзала, собрания проводили при керосиновой лампе. Разучивали революционные песни, ставили спектакли, обучали взрослых грамоте. Позже для комсомольцев выделили вагон, который стал не только боевым штабом, но и служил клубом. В 1926 году железные дороги страны достигли довоенного уровня работы. Однако в целом, несмотря на достигнутые успехи, железнодорожный транспорт Сибири и Дальнего Востока отставал от темпов развития народного хозяйства. В 20-е – 30-е годы 20 века на станции Суслово работали: В.П. Абразумов, С.Л. Абашин, П. Аржанников, Балясников, Г.М. Богдан, В. Болотин, А.И. Боков, Блинников, М. Булгаков, З. Басыров, Ю.Вердир, И.П. Горюнов, В. Гудкин, Е. Гудкин, Ф. Густайтис, Габриков, Н. Дударев, Н. Зайцев, И. Зайцев, М. Киселев, Н.Р. Колесов, М.М. Колесов, А.М. Колесов, Р. Колесов, Козявин, М. Кримищенок, Кормишенко, К. Калигин, Х. Калистратов, П.Д. Кокряцкий, В. Латыш, К. Ломбенко, В. Ломбенко, Г.И. Новиков, А.Г. Новиков, И.М. Павлов, А. Пеньков, В. Петрищев, Н. Решетников, Рыбников, Н. Русак, З. Русак, Я. Русалеев, Н. Светенко, А. Соломахин, Т. Старков, П. Стуров, И. Тартынский, А. Тихонов, С. Федорцов, И. Цаплин, А.Н. Шабаев, Н. Шигорин, П. Шигорина. Железнодорожники Сибири и Дальнего Востока жили помыслами своего народа и активно участвовали во всех событиях, волновавших советских людей. Первые пятилетки пробудили инициативу железнодорожников. В 1935 году на Транссибирской магистрали начался новый, более высокий этап социалистического соревнования – стахановское движение. Однако мирный созидательный труд был прерван вероломным нападением на Советский Союз гитлеровской Германии. Началась Великая Отечественная война. В первые месяцы войны советские железнодорожники приняли самое широкое участие в патриотическом движении за создание фонда обороны и проведении массовых воскресников. От железнодорожников Транссибирской магистрали в фонд обороны поступило много личных средств. Железнодорожники станции Суслово, как и все труженики тыла, начали в сентябре 1941 года сбор теплой одежды и праздничных подарков для воинов Красной Армии. Работники Восточно-Сибирской железной дороги собрали на вооружение 6 млн. 409 тыс. рублей. На эти средства была построена мощная танковая колонна «Иркутский железнодорожник». Красноярские железнодорожники перечислили на строительство танковой колонны «Красноярский железнодорожник» более 3 млн. рублей и подписались на облигации государственного займа более чем на 1 млн. рублей. В этом есть доля участия и железнодорожников станции Суслово. Как и все труженики тыла, железнодорожники ст. Суслово участвовали в сборе средств на постройку авиаэскадрильи, в сборе теплой одежды и подарков фронтовикам. В мае 1942 года коллектив станции Суслово под руководством начальника станции Петра Антоновича Набокова своими силами сменил четыре крестовины, три усовика, четыре рельса, отремонтировал два стрелочных перевода, исправил 350 метров пучин, произвел мелкий ремонт стрелочных будок, заготовил 5 кубометров дров, отремонтировал инструмент и инвентарь стрелочного хозяйства. Большая часть железнодорожников станции Суслово ушла на фронт. Многие из них домой не вернулись. Смертью храбрых пали на поле брани: Иван Блинников, Лукьян Иванов, Георгий Максимов, Иван Федорцов, В.Р. Рубан, А.Р. Рубан, Н.В. Светенко, А. Болтовский, М.С. Булгаков, Г.И. Габриков, Н.С. Зыкин, С. Кожемяко, Ф.Р. Колесов, А.Р. Колесов, И.Е. Мурашкин, Мокробородов, Л.Д. Медведкин, Н. Петкевич, С.П. Петров, С. Подымако, Н.П. Решетников, А.В. Самойлов, П.Н. Хмелевский, Г. Чернов. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и молодежь. Они успешно овладевали мужскими профессиями, работали стрелочниками, дежурными по станции, начальниками станции. Так во время войны начальником станции Суслово была Александра Леонидовна Карепина, дежурными по станции – Екатерина Голобокова, Мария Сухарева, Екатерина Калентьева, Мария Мурашкина, Анна Иванова; путевыми обходчиками Мария Комарова, Александра Костюнина, Наталья Вьюшкова, Матрена Набокова, Ольга Палеева, ставшая «Почетным железнодорожником». Путевыми рабочими трудились: Татьяна Габрикова, Вера Решетникова, Вера Федорцова, Татьяна Решетникова, Ольга Коротченко, Иннокентий Святенко, Анна Святенко, Мария Хмелевская, Варвара Батурина, Нина Рябова, Евдокия Булавина, Прасковья Петрова; стрелочниками – Лидия Горюнова, Мария Басырова, Зинаида Решетникова, Александра Позднякова, Лидия Мухарицина. Мария Казакевич работала телеграфистом, Надежда Соломахина – водомером, Люся Гинсбург и Мария Аникина – товарными кассирами, Мария Тарасова-Дударева – билетным кассиром. Переброска эвакуированных предприятий на восток страны, бесперебойная доставка на фронт войск, техники, горючего, вооружения и боеприпасов, продовольствия и других военных грузов – были главными задачами железнодорожников. В этом есть доля труда и железнодорожников станции Суслово. Героический труд советских железнодорожников получил всенародное признание. За особые заслуги в годы Великой Отечественной войны многие железнодорожники Транссибирской магистрали были награждены орденами и медалями. Среди них и сусловчане: Анна Иванова, Константин Ломбенко, Татьяна Пальчикова и другие. В 1950 году на Транссибирскую магистраль начала поступать высокопроизводительная техника. Рост грузооборота и пассажирских перевозок потребовал коренной перестройки и увеличения пропускной способности перегонов и станций. Началось оборудование переездов средствами автоматики. В то время, как грузопотоки непрерывно возрастали, паровая тяга не могла устранить перебои в движении. На Транссибе началась электрификация, вместе с которой пришла новая автоматика и связь. В канун 22 съезда КПСС транспортные строители, эксплуатационники, энергетики и работники связи рапортовали Центральному Комитету КПСС и Совету Министров СССР о досрочном завершении электрификации важнейшей железнодорожной магистрали «Москва-Байкал». Величайшая в мире магистраль «Москва-Байкал» протяженностью 5500 км в конце 1961 года полностью перешла на электрическую тягу. В разные годы станцию Суслово возглавляли Извеков, Е.А. Ефременко, П.И. Родионов, Мокробородов, Пузаков, П.А. Набоков, А.Л. Карепина, Д.И. Козловский, Николаенко, Веселов, П.М. Васильев, Тимошенко, А. Насонов. Станция Суслово сегодня – это промежуточная станция с небольшим объемом работы по погрузке и выгрузке вагонов. В среднем в сутки загружается 8-10 вагонов, выгружаются 1-2 вагона. Имеют остановку на станции 7 пассажирских и 6 пригородных поездов. Своего маневрового локомотива станция не имеет, подача и уборка вагонов производится локомотивом из депо ст. Мариинск. Всю работу выполняет небольшой коллектив станции, насчитывающий 27 человек. Станция в отделении дороги на хорошем счету. С 1969 года она не имеет брака в поездной и маневровой работе, нет случаев производственных травм. Все это говорит о профессионализме и слаженности коллектива станции. Здесь проводятся регулярно смотры-конкурсы по «Безопасности движения поездов», на «Лучшее предприятие железной дороги по обслуживанию пассажиров», по «Сохранности перевозимых грузов» и т.д. На станции хорошо налажена работа общественного контроля. Работа каждого члена коллектива отражается на экране соревнования. Кроме основной работы, коллектив станции уделяет много внимания благоустройству территории вокзала. Железнодорожный транспорт – это производство повышенной опасности. И каждый железнодорожник станции Суслово четко об этом помнит. Дисциплина труда здесь на высочайшем уровне. И в будущем коллектив станции Суслово будет работать над обеспечением безопасности движения поездов, соблюдением охраны труда, над выполнением всех измерений. В ноябре 2001 года вступил в строй новый вокзал станции Суслово. Это трехэтажное кирпичное здание, в котором разместились все службы железнодорожной станции и зал ожидания для пассажиров. Руководители Сусловской территорией Уюсов Федор Кузьмич председателем волисполкома избран 20 мая 1920 года. Председателем Сусловского РИКа в 1924 году избран Карпузович Иван Устинович. Вшивков Антон Маркелович с 1932 по 1938 гг. занимал должность председателя Сусловского сельского Совета. С 1938 по май 1939 года председателем Сусловского сельсовета был Суглобов Александр Иванович. С мая 1939 по сентябрь 1941 года и с марта 1943 по 1951 гг. должность председателя Сусловского сельского Совета занимал Павлюченко Никита Захарович. С сентября 1941 по март 1943 года Сусловский сельсовет возглавляла Чурбанова Анна Тимофеевна. Красноплахтов Иван Степанович был председателем Сусловского сельского Совета с 1951 по 1957 гг. и с 1972 по 1973 гг. Стефаненко Василий Гаврилович - председатель Сусловского сельсовета с 1957 по 1961 гг. С 1961 по 1971 гг. Сусловский сельский Совет возглавлял Николаев Василий Дмитриевич. С 1973 по 1974 гг. председателем сельсовета был Долганов Петр Федорович. Кротенко Павел Иванович был председателем Сусловского Совета народных депутатов с 1974 по 1977 гг. С июня 1977 по ноябрь 1977 года Сусловский сельский Совет народных депутатов возглавлял Суглобов Николай Иванович. С ноября 1977 г по январь 1985 г. Булгаков Владимир Михайлович Шилова Раиса Федоровна - председатель сельского Совета с января 1985 по сентябрь 1986 года. Пронашко Александр Сергеевич - председатель Сусловского сельского Совета народных депутатов с сентября 1986 по июль 1987 года. С июля 1987 года по январь 1995 года председателем Сусловского сельского Совета народных депутатов, а с января 1995 по октябрь 1997 гг. Главой Сусловской сельской территории был Гончаров Анатолий Тимофеевич. В октябре 1997 года Главой администрации Сусловской сельской территории избран Барсуков Владимир Васильевич. ПОСЛЕСЛОВИЕ Где бы ты и сколько времени ни был в отлучке, по каким бы городам и весям не носила тебя судьба, возвращаясь к отчему порогу, ты не сможешь сдержать учащенного биения сердца, а, прикоснувшись к земле своей, вдохнув чистейшего природного озона, ты, как мифический Антей, снова почувствуешь прилив бодрости и сил, позыв на новое подвижничество для обновления лика ее. Из того же колодца с "живой водой” черпали для себя силы твои деды и прадеды. Помнит ли светлая речушка Сусловка, хрустальные родники и светло-березовые леса земли сусловской, вечно живущие и говорливые, обо всех грозах, промчавшихся над землей моей? Помнится, все помнится! Прислушайтесь к их мудрому рокоту, и вы услышите через года и грозное эхо отдаленных сражений, и плач и стенания вдов и матерей по безвременно ушедшим и погибшим, и призыв к любви, к действию во имя светлого завтра. Мы любим свой край и гордимся им. Гордимся и людьми, проживающими на этой благодатной земле. Вот как, к примеру, писала в сочинении в 1999 году о своем родном селе школьница Анастасия ГРИБАНОВСКАЯ, ставшая победителем в областном конкурсе сочинений "Кузбасс в 21-м веке”: "Тук, тук – стучит мое сердце. И в унисон этому стуку – мысли о Родине. Родина, мама, отчий дом… Любовь к ним - большая, безграничная. Эти мысли завладели моим сердцем, и они бьются в моем сознании, воспламеняют душу. …Я знаю: настоящего и будущего не будет без прошлого, поэтому с глубокой гордостью и в то же время с грустью всматриваюсь в прошлое своего села. А оно далеко не безоблачное: и Колчак топтал нашу землю, и кандальный звон декабристов слышало мое село, и гром войны разразился горючими слезами во многих семьях моих односельчан. Село жило вехами пятилеток, каждая пятилетка несла победу, строила предприятия, называла лучших людей-тружеников. В настоящее время село переживает не лучшие свои времена. Но русский человек всегда думает о том, что наступит жизнь лучше, а все беды останутся в прошлом. Я думаю, в 21 веке наше село Суслово ждет расцвет. Огромные совхозные поля вновь заколосятся зерновыми культурами, увеличится поголовье скота, будет открыта и птицефабрика, рядом встанет перерабатывающий комплекс. На прилавках наших магазинов появится продукция с маркой "Суслово”. Реки молока вновь побегут по молочным трубам маслозавода. А это, значит, будут свои йогурты и не нужен будет кефир "Данон”, потому что будет свой… "Сусловский”. Леспромхоз станет перерабатывать лес на нужды нашей страны, а не Китая. В центре села закрасуется на радость всем парк с плавательным бассейном. И задышит сусловская земля, задышит ровно, глубоко. Услышит сердцебиение Кузбасса весь мир, поддерживать это сердце будет мое село Суслово. Мне кажется, сейчас я сильнее, чем прежде, люблю мое родное село... Мне хочется что-то сделать для него. Уверена, если я буду любить Россию так же сильно, как люблю свое село, семью, школу, двор, где я выросла, то в жизни можно будет преодолеть любые трудности и испытания. Очень хочется, чтобы до конца жизни я могла испытывать сегодняшнее чувство гордости за свое село”. И так же, как Анастасия, думает большинство моих односельчан. Давайте будем оставаться оптимистами и надеяться на лучшее будущее, ведь возможности нашего края неисчерпаемы. Цветуща и молода земля сусловская. Массово-историческое издание "Суслово – село сибирское” Автор Н.В. Горностаева-Красноплахтова Под редакцией автора |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||