Религиозная жизнь общины Мариинска была сосредоточена вокруг синагоги, которая существовала в городе ещё с 1870 годов. В 1889 году старостой еврейского молитвенного дома был избран купец 2-й гильдии Исай Абрамович Юдалевич, 40 лет. В начале XX века эту должность занимал купец Абрам Аксельруд, который в 1903 году «по расстроенному здоровью» отказался от должности. Для выбора нового старосты молитвенного дома все евреи, проживавшие в городе и уезде, приглашались повестками. Выбран был И. Ольховский. Здание молитвенного дома было каменным, (сохранилось до наших дней), в городе действовало также еврейское училище.
В молитвенном доме постоянно велись метрические книги о записи родившихся, сочитавшихся браком и умерших. Формуляр еврейских метрических книг был близок к формуляру православных, с учётом разницы в обрядах (вместо даты крещения указывалась дата обрезания). Книги были двуязычными - записи вносились на русском языке и иврите. Так, например, сообщалось, что 26 января 1898 года у мариинского купеческого сына Вельямина Рувимовича Буткевича и его жены Эстер-Малке Моисеевны в селе Тисуль родился сын. Обряд обрезания совершил 17 февраля Аксельруд, сын получил имя Моисей. А 12 февраля 1889 года потомственный почётный гражданин Лейба Денисович Прейсман, 26 лет, вступил в первый брак с девицею Риве, 19 лет, дочерью мариинского купца Рувима Буткевича. При этом указывалось: «Ксуба дана на 200 золотых, свидетелями были Бер Рабинович и Моисей Шапиро».
В архивах сохранился текст доноса Мещанина Дроздова, состоящий из 22 пунктов обвинения в адрес еврейской семьи Аксельруд. Общая характеристика семьи сводится к «неспокойности характера и зловредности». Большинство пунктов обвинения относятся к главе семейства Ицке Аксельруду, который по словам самого Дроздова, попал в Сибирь за убийство. Причём ранее он ссылался дважды за различные преступления и оказался в Мариинске путём махинаций, тогда как на самом деле по тяжести вины должен был отбывать наказание в Восточной Сибири. Среди прочих «вин» Ицки Аксельруда и его сыновей значатся жестокое убийство неугодной невестки руками крещёного еврея в Томске, скупка краденого, операции с хищническим золотом, шулерство, спаивание и подкуп полицейского надзирателя, драка с мариинским жандармом, подкуп чиновника и махинации с документами. Отдельного внимания заслужила в доносе развратная жизнь мужчин семьи Аксельруд, выходящая за рамки дозволенного поведения: «блудодейство с сестрой полицейского надзирателя, которого предварительно споили; внебрачные отношения с дочерью мариинского субботника, перешедшей в православие и вернувшейся обратно в субботничество. Незаконные сексуальные отношения с нееврейками.
Мещанина Дроздова томской полиции разыскать не удалось, судя по всему он скрывался за псевдонимом. В деле имеется рапорт мариинского окружного исправника, в котором опровергаются практически все обвинения в адрес Аксельрудов. По сохранившимся сведениям семья Аксельруд занимала заметное место в экономической жизни города. Сам Ицка Аксельруд содержал в 1876 году в Мариинске ренсковый погреб, а его сын Абрам числится среди богатейших людей города в 1896 году. Более того, семья Аксельруд активно участвовала в религиозной жизни еврейской общины. |