Пройдём
же по улицам
Макарака, отмотав время
назад. Возмём за
основу промежуток с 1935
по 1948 гг.
И так
в те годы в поселке был Дом отдыха районного
значений стоял он
на ручье Макарачек
-1. Ходят упорные слухи, что
Советские функционеры из правительственных кругов
иной раз приезжали
на отдых именно
в этот Дом
отдыха. Рядом сосновый бор, кстати
сохранившийся до наших
дней. Чуть поодаль ручей Макарачек - второй – с водопадом.
Поселок Макаракский – городского типа. Основной
причиной его образования было строительство КЦЭС – Кийской центральной электростанции. Она пользовалась водной энергией и
топливом – уголь доставляли с шахты близ посёлка Ржавчик.
На горе рядом с электростанцией была подвеска.
Там машины разгружались. Потом рабочие разбивали большие куски угля, который
падал ниже через решетку. Его загружали в вагонетки. И по канату вагонетка
сверху ехала вниз в электростанцию. По верхнему толстому канату она двигалась
на колесиках, а нижний тонкий канат ее тянул (посредством зажима) на
определенной скорости к топкам. Вагонетки шли вкруговую: вверх – пустые, вниз –
груженные.
В поселке было электричество, радио. В первую
очередь были проложены высоковольтные линии на рудники – Центральный,
Комсомольский. Через поселок шел тракт до Центрального рудника.
Слева от тракта горы немного отступали за
Кией. По обе стороны тракта за рекой на более ровных местах, на косогорах
расположился поселок Дачный. В Кию
впадал Дачный ключ. Такой же шумный и быстрый, как Макарачик. Люди брали в нем
воду для себя.
Кия зимой была подо льдом. К весне мост
убирали. Зимой по реке вверх на машинах возили продукты и товары на рудник
Ударный.
В Макараке были склады недалеко от реки –
Перевалочная база и в любое время можно
было доставить груз со станции Тяжин. А летом в посёлок Ударный доставляли
необходимые грузы по реке на баркасах, конной тягой. Конь с седоком идет по
берегу, а от него к лодке протянут канат. На лодке у руля был шкипер.
Над рекой была проложена канатная дорога. Люди
переправлялись во время ледохода на другой берег в зыбке. Человека по 3-4 садились в нее
и ехали, перебирая руками по канату. Катили колесики те, кто имел в поселке
работу.
На Кие летом работали старательные артели –
добывали золото. Отработав неделю, несли золото в золотоскупку (так назывался
их магазин). Там все взвешивали, определяли стоимость, подсчитывали, сколько
приходилось на каждого. Здесь они и отоваривались. Свои драги старатели
перемещали на другие места. А на месте
убранных драг оставались глубокие ямы. Сразу по цвету было
видно, где глубокое место в реке.
Весной
когда вода немного спадет, пускали через реку паром. На нем переправляли
и людей, и машины. По канату тянули, паром до причала к берегу.
В Макараке были две школы – начальная и
средняя. Была больница, столовая, пекарня, магазины, клуб, двухэтажная контора.
Были здесь и поселковый совет, детские ясли, детский сад, фотография,
парикмахерская, винополка, большой стадион, базарчик.
Улиц чётких можно сказать не было. Переулками
шли домой летом по болотцам. На машине подъехать было нельзя. Покосы у всех
были на горах. Там же и овощи высаживали.
Во время Великой Отечественной войны в Макарак
привозили эвакуированных москвичей. А когда вывезли по Дороге жизни
ленинградцев, то несколько семей привезли и в поселок. Люди помогали им, как
могли и чем могли в то трудное время.
Ну
а нынешний Макарак
это место отдыха
и путешествий сотен туристов приезжающих и
сплавляющихся по реке
Кия.
Материал подготовил:
Инструктор – проводник Гордеев
А.П
Часть материала взята из отзыва М. В. Паршинцевой на рассказ "Вниз по Кии-реке" Алифтины Павловны Поповой.