каторжная тюрьма недалеко от Иркутска, а потом сослали в Якутскую губернию, где он и пробыл до революции. Опять мне пришлось заниматься одной, но всё-же занятия с ним помогли, да и у меня появилась уверенность, что пожалуй я смогу учиться в гимназии. Весной 1909 года я держала экзамены в 3 класс и выдержала. Брат никак не хотел верить, что меня приняли и всё спрашивал, какой список я смотрела. В гимназии вывешивались три списка – не выдержавших, выдержавших, но не принятых и принятых. Сначала я со страхом подошла к 1-му списку. Моей фамилии там не было. Посмотрела 2-й список и там не было. Трудно представить мою радость, когда я обнаружила себя в 3-м списке – принятых. Домой через весь город я бежала бегом, а это было далеко, так как жили мы на краю города, на горе, несколько километров от центра. Осенью я первый раз пошла в гимназию. Гимназия представлялась мне чем-то необыкновенным, где учатся какие-то необычайно способные девочки, а не такие как я. Я ведь и начальной школы не кончала. Только одну зиму походила во 2-й класс и больше мне не пришлось учиться. Я мечтала окончить хотя-бы прогимназию (4 класса, после которых можно было сдать выпускные экзамены на звание помощницы учительницы), а на учениц 7 – 8 классов смотрела с благоговением и об
...
Читать дальше »