20:33 Очерки о городе и его людях (продолжение) |
Признание Первая любовь Тот день, 13 декабря, для Ларисы Михайловны БОЙКОВОЙ был особенный. Начался он как обычно – с запланированных накануне дел. Затем районный актив, на котором губернатор А.Г.Тулеев вручил ей Почетную грамоту, репетиция "Калинки"… И все это время, уплотненное обстоятельствами до предела, она с волнением ожидала вечера, когда на сцену городского Дворца культуры выйдет камерный хор Кузбасса. … Полилась до ноты знакомая мелодия Вивальди "Магнификат", "Реквием" Моцарта… Лариса Михайловна погрузилась в многоголосье и, не давая себе отчета, внутренним голосом пела свою, первую, партию… " Я это поняла только потом, когда, одухотворенная и уставшая, вернулась домой", - делилась она впечатлением от концерта. Юность Ларисы Михайловны прошла в Новосибирске, где она закончила хоровое отделение училища культуры, два сезона пела в камерном хоре филармонии. У нее был сильный с широким, в три октавы, диапазоном голос. И академический хор, с которым она начинала работать, был ее первой любовью, не ставший судьбою. Новосибирский институт культуры, где на четвертом курсе по специальности "хоровое дирижирование" училась Лариса Михайловна, перевели в Москву. И это обстоятельство заставило ее вернуться домой, в Мариинск. Алексей Иванович Скобелев, директор сельхозтехникума, куда пришла она устраиваться на работу, спросил: "Вы, в каком хоре работали?" – " В академическом". - " А нам нужен народный. У нас девчонки все деревенские, с открытыми голосами…" Это сейчас известная и авторитетная Бойкова (Шаркова) привела бы весомые аргументы в свою пользу. А тогда она со вздохом согласилась: "Ну что ж, переквалифицируюсь…" " И переквалифицировалась. И вроде ничего, а?" –Лариса Михайловна засмеялась и пропела несколько нот в народной манере, а затем это же созвучие повторила в академической. Резонанс почти пустого помещения усилил голос, и мне показалось, что задрожали оконные стекла. Я впервые слышала, как поет сама Бойкова. Повторим еще раз …Лариса Михайловна взглянула на часы – " Без десяти два" – и встала из-за стола –"Пора!" За эти десять минут они все появились в зале. И еще через пять уже стояли на сцене. Началась распевка. "Альты – прибавить!" "Сопрано – не форсируйте звук!" " Вторые – не слышу!" "Переходим на закрытую позицию!" …Они подчинялись ее коротким командам и взмахам рук, и мелодия звучала все гармоничнее. Наконец она удовлетворенно дирижерским жестом остановила хор: "А теперь начнем прогон программы. Всем за кулисы!… Фанфары!… Стоп! Стоп! Вы пошли на такт раньше. Всем вернуться на свои места!… Фанфары!… Стоп! Кто-то опустил голову, кто-то наступает на пятки впереди идущему… Повторим еще раз!…" Это "Повторим еще раз!" будет звучать на репетиции многократно. Так вот откуда у "Калинки" такой свободный естественный выход, незаметные для зрителей перестройки. "Поначалу, в первые годы, она нас замучила этими передвижениями, - заметил потом по этому поводу один из ветеранов хора. - А уж о пении и говорить нечего". "Четырем строчкам какой-нибудь песни может быть посвящена вся репетиция", - поделилась другая участница хора. Многоголосья в красивом гармоничном звучании ( а некоторые произведения у "Калинки" на 12 голосов) добиться не так просто…" А вам не угодишь " Хористы мне часто говорят:"Ой, Лариса Михайловна, вам не угодишь!.." Но я многого от них и не требую, только то, что они могут. Первое требование - уважительное отношение друг к другу. Оно несет раскованность и взаимную поддержку". Остальные требования к себе. Основное из них – индивидуальный подход (способности у всех разные). Бывает, у кого-то что-то не получается. И тогда Лариса Михайловна говорит: " Я попрошу вас после репетиции остаться". И еще больше времени, чем на репетиции, она вместе с концертмейстером Анатолием Рудольфовичем Гебруком работает над репертуаром… И ахнул зал вставая Поклонники "Калинки" знают – каждый год хор выступает с новой программой. Причем песни звучат мало известные и неизвестные слушателям совсем. А если известные – то в новой, оригинальной обработке, зачастую самой Ларисы Михайловны. Она долго перебирает сборники, журналы, исключительно с магнитофоном слушает музыкальные передачи. И как говорится, кто ищет – тот находит. Встречается интересный текст и красивая мелодия. "Я закрываю глаза – и слышу эту песню в исполнении хора. И тогда я теряю покой, подстраивая к основной мелодии партии, вставая иногда и ночью, чтобы записать аккорды". Но не всегда новая песня сразу идет в работу. "Программа должна быть цельной, нести какую-то идею, настроение. И потом я люблю, чтобы программа была зрелищной, динамичной, чтобы сцена всегда была занята". И тогда новой песне отводится место в конкретных планах. "Наша Лариса Михайловна на несколько лет вперед знает, что мы будем петь,"- говорят хористы. Я как-то спрашивала у них: " Вот вы столько лет в хоре, были ли такие песни, которые вам петь не хотелось?" Они говорят: "Ой, Лариса Михайловна, да нам все нравится. Но некоторые как-то не очень…" Не очень – это те, которые требовала та или иная обстановка, тематическая программа. Но даже тогда калининцы старались подыскать красивые песни. И программа все равно получалась интересной. Был такой случай. Комиссия, отбиравшая номера для областного фестиваля, посвященного 70-летию Великого октября, встала в тупик – какие номера взять у "Калинки" и, в конце концов, приняла мариинскую программу целиком – единственную в области. Однажды своей фантазией они даже шокировали зрителя, подготовив программу, славящую хлеборобов. Началась она величественной песней о земле. Затем посевная – рассеивали зерно прямо по сцене. Потом как будто зеленые росточки пробивались. Шли мужики с косами, косили. Колосилось поле из живых колосьев. " Мы сами шили по ткани колосья, принесенные с поля. Девчонки приседали, на сцене, ткань натягивали. Шла певица, рукой водила, и поле было как живое. Затем в один момент это поле скручивалось в снопы, и оттуда выскакивали девушки в голубых платьях. И в этот момент весь зал вставал – "Ах!" Потом из этих снопов возникал стог сена, под ним сидела девушка и ждала на свидание парня. А завершалось все это чем? Конечно свадьбой! Вот такая программа у нас была!…" "Гордимся тем, что родом из Кузбасса и тем, что на земле его живем!..." Есть у "Калинки "и свои песни, рожденные на стихи местных авторов и музыку Ларисы Михайловны Бойковой. Это песни лирические, о Мариинске, о родном крае, о его людях. А недавно они попробовали себя в высоком стиле, приняв участие в конкурсе по созданию Гимна Кузбасса. Правда, здесь вышло недоразумение. В условиях конкурса, опубликованных в газете, не говорилось, в каком виде нужно присылать произведения в комиссию. И они выслали текст и ноты. А, оказалось, нужно было представлять гимн на видеокассете. И, тем не менее, мариинский вариант не остался незамеченным. Его оценили высокие гости на праздновании 20-летия ОПХ "Кийское", 100-летия городской библиотеки. И 2 ноября своим гимном Кузбасса "Калинка" открывала областное торжество в честь Дня работников сельского хозяйства, проходившее в Кемеровской областной филармонии. А на торжестве в честь 30-летия хора "Калинка" под аплодисменты зала исполнила свой Гимн Мариинска ( также на слова Г. Воронкина и музыку Л. Бойковой). Вот так петь надо! На том памятном мариинцам празднике "Играй гармонь!" с участием Заволокиных, проходившем на берегу Кии, "Калинка" выступала последней. Руководительница хора Лариса Михайловна Бойкова, как всегда во время выступления коллектива, находилась "за кадром" – у помоста, недалеко от автобуса с гостями. Лишь только полилась музыка и запела Татьяна Недосеева, из автобуса быстро вышла солистка заволокинского ансамбля заслуженная артистка России Валентина Михайлова. По лицу ее было видно, что она внимательно прислушивается к выступлению "Калинки". Песня закончилась, и певица пошла обратно к автобусу. " я поняла, что она специально вышла послушать нашу солистку и хор – они явно выступали лучше гостей. Я набралась наглости и спросила: " Ну, как, Валентина?" Она посмотрела на меня, и ничего не ответила. И тогда я сказала: "Вот как петь надо!" В этой реплике руководительницы "Калинки" не было вызова заволокинскому коллективу ("Они и в самом деле создали замечательную телепрограмму", "У них очень хорошие песни"), в ней звучала гордость за свой коллектив. Жизнь - песня "Как-то так получается в моей жизни, что счастливо сбывается совсем другое, а не то, о чем поначалу думаешь" – делится Лариса Михайловна. Хотела быть руководителем академического хора, а стала руководителем народного. Мечтала, чтобы кто-то из детей стал музыкантом или врачом, но сын выбрал профессию юриста, а дочь закончила академию культуры и теперь художник-дизайнер. В юности занималась спортом, хотела закалить характер, но так и осталась мягким и чувствительным человеком. "По телевизору закурят, а мама уже чувствует запах дыма. Я поначалу не верила - как это может быть? А теперь знаю – может", - выдает мамины способности экстрасенсорики дочь Оксана. "Она вообще очень тонкая, душевная натура, - добавляет подруга-врач. - Я думаю, Лариса Михайловна счастливый человек, потому что умеет любить и прощать, и принимать жизнь такой, какая она есть: с печалями, радостью, болью, проблемами и успехами. Она живет с Богом в душе"… Александр ГОРБАТЕНКО Автостопом за тремя призами Людям, читающим газеты, читать книги обычно недосуг. Людям, читающим книги, обыкновенно в напряг следить за театральными новинками, ездить в окраинные зальчики и покупать билеты даже и за 20 рэ. Поэтому позвольте представить вам человека по имени Петр Зубарев – основателя и лидера мариинского театра "Желтое окошко". Недавно "Суер-Выер" Зубарева – инсценировка культового романа Юрия Коваля (1938-1995) – заработал на Всероссийском фестивале моноспектаклей три приза. На фестиваль в Перми он отправился, конечно, автостопом. Так де¬шевле: какая-то сумма — на передвижение по транзитным городам, минимальная сумма в день на проживание и "на поесть" — 20+20. В дороге, в спартанских условиях — это нормально. 2000 км до Перми вошли в четыре дня. Обратно трёхкратного лауреата отправили, прав¬да, поездом: не приехал актёр Лыков (Казанова из "Ментов"), остались деньги на билет. Опять повезло. А почему, собственно, автостопом? Это не особый фасон, просто другого выхода не было. Бегать, клянчить день¬ги? Кого-то уговаривать, упрашивать, что надо поехать обязательно? Пётр считает, что сейчас это бесполезно, по крайней мере, здесь и нын¬че. Поэтому проще выйти на трассу. Короче, ездил Зубарев в прошлом году "стопом" по Казахстану. Слу¬чилась возможность полазить в Интернете, посмотреть материалы по фестивалям — от "Золотой маски" до самых мелких. И вдруг увидел — фестиваль моноспектаклей, название — "В начале было слово". А ведь это библейское первоначало — ключевая фраза самого главного его спектакля, "Суера-Выера". Просто какой-то перст судьбы... И — полу¬чилось. Хотя он по всем статьям не подходил: во-первых, театр его не профессиональный, а народный; во-вторых, спектакль поставлен не по монопьесе, это инсценировка романа... Самодеятельных театров в Перми не было ни одного. Это был про¬фессиональный фестиваль. В афише — три московских спектакля, из¬вестные имена: Елена Камбурова, Евгения Симонова, Анна Глазкова... И — некий Мариинск, абсолютно нетеатральный город и с точки зрения "центров". — вообще практически несуществующий. Народный театр, — как вы думаете, это что такое? Об этом там уже все забыли... Зубарев сделал маленький провинциальный подвиг. Двойной. Жовиальная Москва за пирогом ходить не привыкла. Вот Гришковец двинул¬ся западнее, почувствовав себя способным играть в эти игры. Научился продавать. Пожалуйста — две "Золотые маски". А Петя Зубарев, упор¬но не желающий переезжать даже в свою родную Щегловку?.. "Посмот¬рим-посмотрим, сказал старик Дракон" (это из захаровской постановки Шварца)... После показа "Суера-Выера" на фестивале говорили много, но обсуждали почему-то не столько текст и режиссуру, сколько непосред¬ственно самого героя-персонажа-исполнителя. Все однозначно ска¬зали: "Пете надо уезжать из Мариинска!", сей славный населённый пункт называя при этом почему-то Минусинском (наверное, из-за ленинианы, а может, и по естественно-столичной садовокольцовской . близорукости). Жюри возглавляла Людмила Остропольская, завлит театра имени Вахтангова, более всех энтузиастически поддержавшая безамбициозного сибиряка. В кулуарах определённо поговаривали, что премию "Открытие" со¬бирались дать именно Зубареву. В конце концов её заработал Всево¬лод Чубенко из Вологды за "Кысю" по Владимиру Кунину. Пётр абсо¬лютно откровенно считает это справедливым. Премию за лучший спек¬такль получила Наталья Кузнецова из Нижнего Новгорода — за очень русский спектакль "Запев Мадонны с Пинеги". А Петру достались призы Пермского театра драмы, пермской ГТРК и "Московского комсомоль¬ца". Трижды герой Кузбасса остался не замеченным властями. Ему это и в кайф, по собственным неоднократным заявлениям. Всё. Больше не можем излагать от третьего лица. Вот он, Пётр Ми¬хайлович 32 лет, отец двоих сыновей, автор двадцати с лишним спек¬таклей, пусть сам выражается про то, что заработалось в результате автостопных гастролей: — От меня осталась просто огромная голова, полная мыслей, идей, впечатлений. Это был глоток свежего воздуха длительностью в неде¬лю. То, чего у меня здесь нет и, наверное, не будет никогда в таком количестве. Может быть, я пессимист, но я не вижу предпосылок, чтобы у нас что-то сдвинулось в лучшую сторону. Я пообщался с замечатель¬ными людьми, посмотрел замечательные актерские и режиссерские работы, появились перспективы. В планах фестиваль моноспектаклей в Питере — "Монокль". Сейчас готовлю материал для заявки на кон¬курс... Я, конечно, не ожидал ничего подобного, а вдруг взяли и появи¬лись какие-то неожиданные... даже не предложения, а так — проек-ты... Но сейчас я пока не могу никуда поехать. А может быть, и не хочу. Честно говоря, мне и за Мариинск обидно, и за Кемерово обидно, и за Кузбасс за весь обидно, потому что я посмотрел, как на самом деле театральная жизнь должна в городе происходить, какая должна быть театральная атмосфера. А у нас всё как-то так вот... Здесь мы все киснем, потихонечку сходим с ума, начинаем друг друга грызть... Раньше я полагал, что всю жизнь буду здесь. Но вот вышел, что назы¬вается, на всероссийский уровень. Теперь, возможно, в Питер поеду — как всегда, автостопом... Федор ЛАПКИН, Т. СОКОЛОВА Голос из 42-го К 100-летию гимназии г. Мариинска. Мы дружили втроем. Трое пацанов закончили девять классов и после экза¬менов с легким сердцем в июне 1941 года разбрелись кто куда. Я лично с утра 22 июня пошел на речушку Утяшку поудить рыбешку и, возвратясь домой уже под вечер, узнал, что началась война. Один мой друг Юрий Маркидонов (а мы меж собой звали друг друга по-иному - Юрча) с отцом ушел на берег Кии, а второй друг Кеша Зеленин (или Кешан) был дома, кажется, помогал матери по огороду, ну а меня звали Федян. Чувствовался какой-то испуг, люди как-то притихли, нахмури¬лись. Мой отец, воевавший в первую ми¬ровую войну с немцами, сказал, что эта война будет очень жестокой, но Россию немцу не одолеть - кишка тонка. Сейчас не припомню, то ли нас со¬звали, то ли мы сами стихийно собрались в школе, и пацаны заегозили идти в во¬енкомат. Надо сказать, в то время пат¬риотическое воспитание и пропаганда стояли на высшем уровне и каждый мо¬лодой человек видел себя военным, не¬пременно летчиком или танкистом. Даже мишени для стрельб изображали в виде солдата-фашиста, но после заключения сделки Молотов - Риббентроп эти мише¬ни запретили, а вместо них были кружоч¬ки с черным яблоком. В военкомат пошли все пацаны класса. Нас там выслушали и сказали, что придет время - призовем, не забу¬дем, а сейчас ваша задача - учиться. В нашем 10 «б» классе большинство ребят было 1924 года рождения, меньшая часть с 1923 года и совсем немного -1925 года В школе было организовано ночное дежурство, мы там и пропадали ночами, дежурили и девочки. Когда наступил сенокос, старше¬классников организовали в помощь кол¬хозам. Что мы умеем делать - так это грести сено и копать картошку. Колхозы нас хорошо кормили, спали в школах на соломе, а кого и на квартиру брали. С на¬чалом уборки урожая, помню нас, 8-10 классы, послали в село Белогородка, и мы пошли пешком (а это километров 50) и только вечером, в сумерках, нас встре¬тили, не доходя километра три, и подвез¬ли на лошадях. Устали, особенно девчон¬ки, но никто не плакал и не хныкал. Ра¬ботали кто где. Я, например, с одной де¬вочкой из 8 класса, Инной Трушиной, стоял на копнителе комбайна «Стали¬нец». Копнитель представлял собой большую двухколесную прицепную тарантайку (тележку) с бортами. Солома вместе с мякиной летела в эту тележку, а наша задача была эту солому набить доверху, а потом, встав на задний край, опрокинуть солому на землю. Убирали овес в сухое время, так к концу дня не было видно, как говорится, ни кожи ми рожи - все в пыли. Наступил новый учебный год, когда полетели белые мухи. Мужчин-учителей призвали на войну. Помним Василия Прохоровича Явон, учителя химии. Он так вызывал к доске. Зайдет в класс, ся¬дет за стол. Тишина стоит абсолютная. Кто-то из ребят на сучок давит, кто-то шепчет какие-то заклинания, чтобы не вызвали, а требовал он очень строго. Не раскрывая журнала, внимательно оглядывает всех, а все смотрят на него, и, наметив кого-то, кивком подбородка указывает, кому идти к доске, и ученик идет словно кролик к уда¬ву. Василий Прохорович, а мы его меж собой звали «Прохор» на фронте был ра¬нен и после еще работал в школе №2 ди¬ректором. Помним другого учителя, по черчению - Александра Григорьевича Мегис, высо¬кого роста, это был добрейшей души че¬ловек. На фронте тоже был ранен в ноги, и, придя домой, женился на молоденькой учительнице литературы Нине Васильев¬не Сысоевой. Она у нас была классной руководительницей. На Нину Васильевну мальчишки старших классов смотрели как на богиню, по облику похожей на женщину с картины И.Н. Крамского «Незнакомка». Мы очень любили литературу. Один уча¬щийся из нашего класса Исак Мордухович умел сочинять стихи, печатался в газете «Пионерская правда». Однажды мы писа¬ли сочинение по образам какого-то произ¬ведения. Так он за два часа описал образ в стихотворной форме и в конце пишет: «... эта тема мной не освоена, в голове у меня хаос и прошу я вас, Нина Васильев¬на, поставить мне «пос»...», то есть «по¬средственно». Тогда не в баллах значились оценки, а «отлично», «хорошо», «посред¬ственно», «плохо» и «очень плохо». Отец и мать Мордухович были врачами-гинеко¬логами, о их судьбе он писал: «...И под предлогом злого преступленья, отец и мать заброшены в тюрьму...» Сам Исак, гово¬рят, утонул в Кии еще в войну. Помним завуча школы и литератора Лидию Александровну Михайлову. Вежли¬вая, отзывчивая, она никогда не повыша¬ла голоса, а тем более не кричала. Ее муж, кажется, был лесничим и умел искусно де¬лать чучела птиц и зверей, много тогда было таких экспонатов в школе. В 1941-42 учебном году директором школы был Николай Кириллович Мишенин, он в 1942 году и вручал нам аттестаты. На радость всем нам экзамены в шко¬ле были отменены и, говорят, их не было до конца войны. Хорошо помним военрука Ивана Потаповича Сотниченко. Он - кадровый военный • был ранен на фронте в первом месяце войны, и в школу пришел прихра¬мывая, с тросточкой в руке. На его черных петлицах (кажется, был сапером) рубином сверкали два «кубаря» лейтенанта. Тогда в школах было введено военное дело, изу¬чали винтовку, стреляли, изучали приемы штыкового боя, борьбу с зажигательными бомбами, девочки изучали санитарное дело, ходили строем, а любимая песня была о винтовке: «Эх, бей, винтовка, мет¬ко, ловко, без пощады по врагу. Я тебе, моя винтовка, острой саблей помогу...» и т.д. Вместе с нами учились: Иван Наумов (или Ваньчо). Он играл в футбольной ко¬манде вратарем. Борис Федоров, Виктор Ситников и еще Артур Котляровский были отличниками и всегда выручали класс. Они прошли фронт. Мария Сидорова (в то время в мили¬ции была создана бригада содействия ми¬лиции - БСМ, так мы расшифровали по-своему - бойся Сидоровой Маруси) актив¬но помогала персоналу госпиталя в уходе за ранеными. Лидия Москалева в 60-х годах рабо¬тала методистом горОНО, под фамилией Холоденко по мужу. Тамара Лавриченко вместе с Лидией закончили Томский уни¬верситет во время войны. Надо сказать, что, несмотря на тяжелое положение на фронтах, в стране работали средние и высшие учебные заведения, а в некоторых была «бронь» от призыва в армию, напри¬мер, горном, железнодорожном и других институтах. Мария Сороколетова вскоре после школы вышла замуж за военнослу¬жащего НКВД. Тоня Коклягина окончила ТГУ, биолог, живет в Барнауле. Галина Егорова работала врачом, жи¬вет в Новосибирске. Женя Бунина после школы поступила в ТГУ и однажды, при¬ехав домой на побывку в Мариинск, поте¬рялась, мать была в колхозе на заработ-ках, отец на фронте. Ее друг Иван Сарафонов, тоже наш одноклассник, долго не получая писем от нее, поднял тревогу, и оказалось, что ее убили подселенные эва¬куированные квартиранты за какие-то тряпки (одежду). Старожилы Мариинска должны помнить тот судебный процесс. Убийцами оказались мать и дочь Бушуевы, сами не из бедных. Мать работала за¬ведующей карточным бюро, муж ее, пол-ковник, был на фронте. На суде он от та¬кой жены отрекся. Из параллельного класса помним Ма¬рию Бубенову, окончившую физмат в 1947 году. Мария Лепихина также училась на физмате, ее, как способную студентку при¬гласили в 1946 году в Москву в институт ядерной физики. Галина Катречко - юрист, мечтала быть артисткой. Еще о ребятах. Братья Беневоленс¬кие Сергей и Николай (Колюн) закончили ВУЗы. Сергей стал инженером-механи¬ком, Николай - врачом, жил и работал на юге в каком-то санатории. Сергей рабо¬тал преподавателем в лесотехникуме. Петр Репочкин окончил военное учили¬ще зенитной артиллерии в Томске. С уважением вспоминается Антони¬на Евдокимовна Перстинская, хотя у нас она не преподавала. Когда мы учились в школе №4, она была старшей пионерво¬жатой, помню как стыдила на линейке за то, что галстук носил в кармане Во время войны погиб Юрий Маркидонов. Он по призыву был направлен в гвардейское минометное училище, кото¬рое готовило персонал для гвардейских минометов - «катюш». Юрий был коман¬диром минометного взвода. Пал и погре¬бен в венгерской земле. Иннокентий Зе¬ленин был рядовым артиллеристом. Од¬нажды его послали в тыл к немцам, где он корректировал огонь. Из этого боя он не вернулся. Числится как без вести про¬павший. В нашем классе были еще двое ре¬бят - «врагов народа» - дети врачей Смо¬ленский Сергей и Валентин Карпов Не знаем, как где, но у нас в классе и школе к ним относились совершенно нормаль-но и никаких намеков и презрения не было, скорее наоборот - сочувствие. С Сергеем мы дружили, он после войны за¬кончил институт железнодорожного транспорта в Томске. Судьба других однокашников неиз¬вестна. Проходя мимо школы, а теперь гимназии, я невольно снимаю шляпу, иногда захожу, чтобы вдохнуть школьно¬го воздуха и не раз замечал - катаются по наклонным перилам великовозраст¬ные дети, как катались и мы когда-то. Спасибо тебе, школа, и низкий по¬клон всем учителям, ведшим нас по сту¬пеням познания. Но одно огорчает: на окнах главного фасада - решетки. При царе и в наше время их не было... (Октябрь 2002 г) Елена ВЛАСОВА Учителями славится Россия Занимаясь историей народного образования Мариинского уезда, мне хотелось бы поделиться с читателями некоторыми находками о народных учителях прошедшего века. Я уверена, что многие фамилии очень хорошо знакомы старожилам нашего города, и они откликнутся своими воспоминаниями о своих учителях. Какие бы бурные события истории не переживал наш город – не прерывалась связь учительских поколений. И мне хочется вспомнить тех, кто служил (так тогда называлось) в городском педагогическом корпусе 80-100 лет назад. Конечно, сведения далеко не полные и далеко не обо всех. В 1914 году в Мариинске было 10 учебных заведений и в пяти из них было по одному учителю. О некоторых из них сведения более подробные, так как сохранились их "формулярные списки", т.е. автобиографии, о других – сведений мало, а о третьих есть только упоминания. Но вот известно (по архивным данным) о Владимире Сильвестровиче ДОБРОВОЛЬСКОМ, инспекторе народных училищ Томского, Мариинского и Каинского уездов, проживавшего в Мариинске. Православный. Из дворян. 1851 года рождения. Он имел чин надворного советника, что соответствует званию подполковника. "Обучался в Херсонской губернской гимназии и выдержал специальные испытания на звание учителя уездного училища по предметам: арифметика, геометрия и русский язык. Начал служить преподавателем в Херсонском уездном училище 29.04.1874 г. Но уже через год назначен штатным смотрителем в Бобринецкое уездное училище, а затем до 1899 г. служил штатным смотрителем еще в четырех училищах Украины. Получал чины, имел награды, ордена: Святого Станислава 3-й степени, Святой Анны 3-й степени. Заслужил пенсию за 25 лет службы. 05.1899 г. назначен смотрителем Виленского учебного округа, а 01.01.1900 – инспектором народных училищ 1-го района Томской губернии. Содержание имел: жалование 900 руб., квартирных и канцелярских 600 руб., разъездных 500 руб., пенсии 500 руб. Всего 2500 руб. в год". Не менее колоритна и личность Петра Прокопьевича ЦВЕТКОВА, который был 10 лет заведующим Мариинским городским училищем. Сведения о его службе в этой должности есть до 1900 года, но, к сожалению, нет пока данных по училищу за 1901-1911 годы. Родился Петр Прокопьевич в 1861 году. Православный. Сын рядового военно-рабочей роты Инженерного корпуса. Велика же была его тяга к знаниям, и был он, видно, способным юношей, если "Был казеннокоштным воспитателем Санкт-Петербургского учительского института и Педагогическим Советом оного удостоен звания учителя городского училища с обязательством прослужить не менее шести лет в данном училище". (Кстати, в советское время выпускники отрабатывали только три года). С 14.07.1882 г. (ему 21 год) он назначен на должность учительского помощника в Никольском городском училище, а уже через два месяца – он учитель Барнаульского городского училища. Через три года там же стал учителем – заведующим и председателем Педагогического Совета Барнаульской женской прогимназии (интересная деталь: председатели педсоветов в гимназиях были из других учебных заведений; кстати, в нашей, Мариинской, было так же). В 1890 году Цветков был перемещен заведующим городским Мариинским училищем. В 1891 г. получил чин коллежского асессора, равный чину капитана, чин 8-го класса, предшествующий надворному советнику. Женат, имел 5 детей. Содержания получал 772 руб. 50 коп. в год. В истории народного образования Мариинского уезда широко известна фамилия Коронатовых. Федор Иванович КОРОНАТОВ, священник. Законоучитель Мариинского городского училища. 1845 года рождения. Сын священника. Имел свой деревянный дом в Мариинске. Обучался в Томской духовной семинарии и окончил ее в 1868 году во 2-м разряде. 9.02.1869 года рукоположен в священники в градо-мариинском Никольском соборе. С 17.07. 1871 года "проходил должность наставника в открытом им Баимском сельском училище". Но уже 23.10.1871 года определен законоучителем в Мариинское приходское училище, где и прослужил 19 лет, до 1890 года. А еще 8 лет, с 1892 – 1900 год, был законоучителем в Мариинском городском училище. Более 27 лет преподавал отец Федор детям Мариинска Закон Божий. Был не раз награжден: "за усердное служение церкви и очень хорошее поведение" – набедренником (1874 год); "за усердную и полезную службу церкви" – скуфьей (1887 год) и камилавкой (1894 год). Жена, Татьяна Ивановна, - дочь священника. Дочь Анна замужем за Мариинским городовым врачом. Дочь Елена. Сын Михаил 1881 г.р. учился в Томской духовной семинарии. Семья Коронатовых внесла вклад в народное образование Мариинска не только деятельностью отца Федора. В архивных документах есть упоминание о двух Коронатовых Михаилах: законоучителе Малопесчанского сельского училища (в 1900 году) и учителе Мариинского мужского церковно-приходского училища (в 1911 г.). Один ли это человек и сын ли это отца Федора – предстоит выяснить. Но почти несомненно, что дочь отца Федора, Коронатова Ольга Федоровна, окончившая епархиальное училище, работала учительницей в школе №4 (по тогдашней нумерации). Она же 6.02.1922 года просила УОНО об увольнении, так как лежала больная, писала, что "имею бумажку от инспектора труда, которая освобождает меня от мобилизации, а служила я совершенно добровольно, имея к тому возможность". В памяти старожилов города интеллигентная семья учителей с дореволюционным стажем Вознесенских. С 1892 – 1909 г. есть упоминания о враче Мариинского городского училища Петре Константиновиче ВОЗНЕСЕНСКОМ, городовом враче, надворном советнике. Не за ним ли была замужем дочь отца Федора Анна? Но не о нем речь, хотя и его многолетняя служба в медицине города заслуживает внимания. Судя по документам первых лет советской власти, в Мариинске работали в народном образовании: ВОЗНЕСЕНСКАЯ Вера Петровна, окончившая 8 классов женской гимназии, учительница школ №№ 3, 7 (тогдашней нумерации). В 1920 году служила в Советской школе №1 первой ступени. К 1925 году имела стаж 14 лет. Она работала в Мариинске еще в 1952 году преподавателем русского языка и литературы и представлялась к награждению орденом Ленина. 40 лет в народном образовании Мариинска! ВОЗНЕСЕНСКАЯ Зинаида Петровна, в 1952 г. учительница начальной школы №4 так же была представлена к ордену Ленина. Окончила женскую гимназию, в 1923 г. служила в школе №3 второй ступени и преподавала русский язык и арифметику во 2-й группе, т.е., вероятно, в 6 классе. В 20-х годах ее стаж насчитывал уже 15 лет. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Владимир Петрович, в 1923 г. работал в школе №3 второй ступени и имел нагрузку 24 часа. С 1.01.1920 г. служил делопроизводителем подотдела соцвоса УОНО, образование имел среднее, к этому времени в семье была мать, четыре сестры и брат. Вера Петровна и Зинаида Петровна проработали в нашем городе до начала 50-х годов. Дом по ул. Советской, где они жили, стоит до сих пор. Священником ИЛЬИНСКИМ Павлом Михайловичем в 1923 году была заполнена анкета на предмет благонадежности советской власти. Он проживал по адресу: ул. Никольская, дом №3. 1852 года рождения, т.е. во время заполнения анкеты ему был 71 год. Закончил Томскую духовную семинарию. Женат. В анкете писал, что был священником по убеждению с 1874 г. " Был священником до войны 1914 г., до февральской революции, до Колчака, при Колчаке и в настоящее время". В 1922 году был арестован в связи с изъятием церковных ценностей, затем отпущен Томским ГПУ. В архиве тут же рядом анкета ИЛЬИНСКОГО Владимира Павловича,44 лет, священника Верх-Чебулинской церкви. Он пишет, что "признает справедливость русской социальной революции и законность государства Советской власти" (отец на этот пункт ничего не ответил). Но речь тоже не о них, а о дочерях Павла Михайловича, сестрах Владимира Павловича. ИЛЬИНСКАЯ Надежда Павловна, дочь протоиерея, в 1911 г. служила учительницей в церковно-приходском женском училище. В те же годы служила учительницей в училище имени Почетных Граждан И.А. и Е.С. Юдалевичей Ильинская А.П. В 1921-1925 г.г. какая-то Ильинская А. Павловна, имевшая среднее образование и стаж 15 лет, работала учительницей в школе №2. И в это же время, в 1923 г., Ильинская А., была заведующей Мардетдомом №1 для детей школьного и дошкольного возраста. Во время выборов руководящего состава союза работников просвещения в 1923 г. упоминаются в одном списке Ильинская Авг. П. и Ильинская Аг. Пав. А в школе №2 в 30-е годы работала Ильинская Ант. Пав. С большой долей достоверности можно предполагать, что это три сестры и три дочери священника Ильинского. Невозможно, хотя бы и кратко, рассказать обо всех учителях города начала прошлого века. Упомянем еще только четверых. ПЕРЕТЯТЬКО Афанасий Филиппович в 1914 г. был заведующим приходским училищем, а в начале 20-х годов был беспартийным, инструктором по правовой охране несовершеннолетних в аппарате соцвоса и вел пение во всех группах "Городской Советской школы №2 второй ступени". Он закончил учительскую семинарию, в 1923 году ему было 32 года, и он имел стаж 10 лет. М. ОНЧУКОВ в 1914 году был председателем Педсовета Мариинской женской гимназии, а в 1923 г. работал в УНД (Уездный Народный Дом) и заведовал музеем. ТОКАРЕВ Петр Максимович, вероятно, первый директор городской Советской школы №2 второй ступени. В 1921 г. его педстаж был 19 лет. Наверно, он был заметной личностью, потому что школа в архивах упоминается как "Токаревская". САМЧЕЛЬКИН Георгий Петрович, закончил 2 курса учительского института, в 1910 году был учителем в Малопесчанке, в 20-е годы – зав. районо г. Мариинска, а также учителем и заведующим школой №3 второй ступени. В 30-е годы его помнили как преподавателя летних педкурсов в городе. Его жену, учительницу школы №4, Самчелькину Лидию Ивановну, еще в 1950 г. представляли к награждению орденом Ленина. Это очень краткий рассказ об очень немногих педагогах Мариинска, много лет вносивших свою лепту в дело народного просвещения нашего города. ( 30 января 2002 года) Елена ПЬЯНКИНА Педагог, организатор, краевед Елену Ивановну Власову, жительницу села Малопесчанка, знают не только в районе, но и в городе. Она была одним из редакторов-составителей 6-го тома «Всекузбасской книги Памяти» по г. Мариинску и Мариинскому району, который вышел в свет в 2000 г.; исследования, связанные с «книгой памяти», послужили толчком для поездок сельских и городских школьников по местам сражений и гибели наших земляков; учащиеся гимназии №2, пишущие рефераты под руководством Елены Ивановны, занимают призовые места на областных краеведческих конференциях; одна из последних ее работ – экспозиция «Народное образование в г. Мариинске и Мариинском районе. Дореволюционный период». Учитывая ее заслуги в сфере образования и краеведения, в этом году постановлением Мариинского районного Совета народных депутатов Елене Ивановне Власовой, присвоено звание «Почетный гражданин Мариинского района». С чего все начиналось Весна 1970 года. По всей стране идет подготовка к празднованию 25-летия Победы над Германией. Готовятся к этому событию и в малопесчанской средней школе. Учащиеся вместе с учителем истории Галиной Алексеевной Трошиной и преподавателем русского языка и литературы Еленой Ивановной Власовой собирают сведения о погибших малопесчанцах, разговаривают с фронтовиками-ветеранами, которых в то время в селе проживало около 100 человек, работают с архивными документами в военкомате. К 9 мая для экспозиции собранного материала были освобождены три кабинета, в них разместили экспонаты по истории Великой отечественной войны, а также документы и воспоминания о погибших и живых фронтовиках – селянах. Тогда Елена Ивановна и не предполагала, что интерес к краеведению у нее останется на всю жизнь…. Селянка по призванию Родилась Елена Ивановна в Ленинграде, но жить там довелось недолго. Из ленинградского детства она помнит лишь прогулки по скверу с няней и узкую маленькую комнатку, где кроме кровати и стола не было больше ничего. В 1939 году с переводом отца-журналиста на работу в столицу, семья Власовых переезжает в Москву. Летом 1941 в керосиновой лавке Лену застала первая бомбежка. До сих пор перед глазами картина, как мама, выбежавшая из дома, схватила ее в охапку и побежала в метро – бомбежку пережидали на рельсах. В августе 1941-го Лена с мамой были эвакуированы в село Талица Вологодской области к двум бабушкам и двум дедушкам. Папа - Иван Иванович Власов, кадровый офицер, в то время был уже на передовой. Талицу Елена Ивановна и считает своей родиной. Там прошли ее самые яркие, самые счастливые годы детства. Деревня тогда насчитывала более 100 дворов и славилась тем, что практически все ее жители носили фамилию Власовы. «На уроках учительница никогда не называла нас по фамилиям, - вспоминает Елена Ивановна, - а говорила Александр I, Александр II, Николай II и т.п. И все знали, о ком идет речь». В Талице Елена закончила 3 класса начальной школы, а в 1944 г. с мамой вновь вернулась в Москву. Окончив в столице среднюю школу с золотой медалью, Елена Ивановна поступила в МГУ на филологический факультет. Пять лет пролетели быстро. По распределению ее направили работать в Казахстан. Там она встретила своего будущего мужа, тоже педагога по образованию, – Бориса Михайловича Бахтигреева. Не прошло и двух лет, как Елена Ивановна срочно возвращается в Москву – тяжело заболел отец. В Москве год работала в МГУ на кафедре русского языка для иностранцев. Потом начались различные житейские проблемы, и Елена Ивановна с мужем покидают столицу. Из столицы в Сибирь Супруги приезжают в Сибирь в 1961 году. Заведующим районо в то время был Николай Сергеевич Бринчуков. Он устроил молодых педагогов в сусловскую среднюю школу. Через 3 года Елена Ивановна с мужем переезжают из Суслово в Малопесчанку. Работали тогда помногу – в три смены каждый день. Елене Ивановне приходилось преподавать не только филологические предметы, но и историю. А Борис Михайлович, химик-биолог по специальности, впоследствии был директором малопесчанского детского дома, а позже стал директором малопесчанской средней школы. Несколько лет Елена Ивановна была педагогом-организатором, потом завучем той же школы. Затем еще 8 лет, живя в Малопесчанке, она проработала в Кирсановской средней школе. И все эти годы Елена Ивановна тем или иным образом соприкасалась с краеведением: входила в состав редколлегии «Всекузбасской Книги памяти» по Мариинскому району, а затем и по г. Мариинску, собирала материал о боях, где воевали наши земляки, но одно из важнейших достижений за этот период – это поездки со школьниками по местам сражений мариинцев. От «Книги Памяти» - к местам сражений В 2000 г. состоялась презентация 6-го тома «Всекузбасской Книги Памяти» (г. Мариинск и Мариинский район), редактором – составителем которой была Елена Ивановна Власова. Та работа, которую пришлось проделать ей при составлении этой книги, была, поистине, титаническим трудом. Сначала нужно было пересмотреть все похоронки, хранящиеся в мариинском военкомате, затем их нужно было расшифровать (почерк не всегда разборчив) и заполнить анкету на каждого бойцы. Со всех этих анкет Елена Ивановна сделала копии – теперь эта картотека хранится у нее дома. Всю дополнительную информацию о погибших мариинцах Елена Ивановна дописывала в анкеты домашней картотеки. Таким образом, она заполнила около 3000 карточек, не считая копий. Позже из области пришло указание – каждую анкету предоставить в напечатанном виде. Тогда Елена Ивановна достала старенькую папину печатную машинку и на протяжении двух лет, по ее словам, не давала спать соседям по ночам, - печатала анкеты на погибших бойцов. Когда Елена Ивановна с внучкой стали сверять списки погибших с именами в заполненных анкетах, в общем списке людей оказалось на несколько десятков больше. Это была так называемая часть безвозвратных потерь, т.е. люди, пропавшие без вести, на них похоронки не приходили. Дата гибели, стоявшая в документах пропавших без вести была рассчитана путем прибавления от двух до четырех месяцев со дня последнего известия, полученного от них. Работая над «Книгой Памяти», Елена Ивановна составила себе таблицу, где распределила всех погибших мариинцев и жителей района по областям, где они числятся захороненными. Она отправляла в военкоматы этих областей запросы о подтверждении места захоронения наших солдат. Таких запросов было около 500 и почти столько же ей пришло ответов. Сейчас эти документы хранятся в архиве г. Мариинска. Благодаря запросам Елены Ивановны более 100 человек внесены в списки по местам гибели, многие наши земляки были перезахоронены. «Книга Памяти» натолкнула Елену Ивановну на подробные исследования, связанные с боями, где участвовали мариинцы и жители Мариинского района, некоторые битвы удалось восстановить буквально по часам. В дальнейшем эти побочные исследования, в общем-то, не имеющие отношения к «Книги Памяти», стали причиной поездок Елены Ивановны со школьниками по местам сражений наших земляков. В начале 1990-х Елене Ивановне попались в руки похоронки из 166-й стрелковой дивизии, где служило около 1000 мариинцев и жителей района. Практически вся дивизия погибла под Смоленском в октябре 1941 г., но знамя бойцы вынесли. Елена Ивановна отправила в г. Верховье Смоленской области все материалы о погибших мариинцах, эти документы, а также списки воевавших наших земляков включены в книгу «Дважды рожденная», написанную ветеранами 166-й дивизии II формирования. А в июле 1991 г. по приглашению ветеранов 166-й дивизии города Верховье мариинская экспедиция во главе с заведующей сусловской библиотекой Ниной Васильевной Красноплахтовой и директором краеведческого музея В.П.Бондаренко вместе с малопесчанскими, сусловскими школьниками, учениками школы №2, студентами педучилища побывала на могилах наших земляков в Смоленской области. Елена Ивановна, к сожалению, поехать с группой мариинцев не смогла. Вторая поездка состоялась в 1992 году. На этот раз в село Чесновка Киевской области, где в братской могиле похоронено 16 воинов-мариинцев. Экспедиция состояла из 20 школьников сел Малопесчанка, Суслово, Благовещенка, Белогородка, II Николаевка во главе с Еленой Ивановной и Ниной Васильевной Красноплахтовой. В третий раз Елена Ивановна с Ниной Васильевной и сельскими школьниками отправились на места боев 95-го полка под Мурманск на позиции на реках Титовка и Западная Лица, куда мариинские ребята были призваны служить еще до войны. Последняя поездка состоялась в 2000 году – после презентации «Книги Памяти»; учащиеся школы №2, занявшие призовые места на областной краеведческой конференции, побывали на местах боев под Мясным Бором под Новгородом. Все четыре раза ребята со своими руководителями ездили «дикарями». Жили у знакомых, на турбазе, ночевали в школе. Способность Елены Ивановны организовывать поездки поражает. Она всегда просчитывала свой путь так, чтобы показать учащимся Москву, хотя это и не являлось целью поездки, побывать в С.-Петербурге; когда ездили в Чесновку, заезжали в Киев, а когда путешествовали в Мурманск, останавливались в Кандалакше. Для ребят поездки эти были во многом утомительными, спать, порой, приходилось только в поезде, днем совершались многочисленные экскурсии, зато впечатлений от увиденного – масса: настоящие воронки от разорвавшихся бомб, заросшие травой окопы, гильзы, сохранившиеся от тех боев, музеи, где хранятся планы сражений и уцелевшие письма солдат. И если бы ни инициатива Елены Ивановны, то вряд ли бы сельские и мариинские школьники имели возможность посетить эти исторические места, почтить память своих земляков на месте их гибели. Подтверждение кирсановской легенды Кроме поездок, связанных с местами сражений наших земляков, была и еще одна, не имеющая отношения к Великой отечественной войне. Это случилось в 1994 году, когда Елена Ивановна работала в кирсановской средней школе. С давних пор у кирсановцев бытует легенда о том, что их деревня основана выходцами из Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Елена Ивановна вместе с кирсановскими школьниками попытались найти кирсановские корни в Тамбовской области, основываясь на фамилиях. Дело в том, что в селе очень редкий набор фамилий, например, Тютиковы, Бакаревы, Чуфистовы, Маркидоновы и др. Елена Ивановна написала тогда в паспортный стол г. Кирсанова: такая и такая есть, мол, у нас легенда, и оттуда прислали ответ, что в некоторых деревнях Кирсановского района, действительно, проживают люди с такими фамилиями. Доказательство это, конечно, косвенное, но основание верить ему есть. Тогда Елена Ивановна с кирсановскими школьниками отправились на их историческую родину – в г. Кирсанов. Оттуда они привезли интересный видеофильм о поездке, там же есть сюжет о тамбовских национальных костюмах. Потом ребята попытались по их образцу сшить себе такие же. История эта имела продолжение. К 100-летию села Кирсановка Елена Ивановна со школьниками сделала 12 родословных коренных кирсановцев, добравшись до первопроходцев. Бывшая кирсановская школьница Маша Чуфистова, а теперь ученица гимназии №2, в 2001 году на Всероссийский краеведческий конкурс «Мемориал» отправила реферат «История села Кирсановка», свою родословную до восьмого колена и видеофильм о поездке в г. Кирсанов, включив туда фрагменты празднования 140-летия села. И вот в июле этого года Маше пришла из Москвы грамота о том, что ее работа «заслуживает специального приза жюри». Неутомимый краевед Сейчас Елена Ивановна занимается поиском материалов по истории народного образования г. Мариинска и Мариинского района. Документов на эту тему в краеведческом музее очень мало, зато в областном и Томском государственных архивах предостаточно, но попасть туда сложно. Да и материалы, найденные там, приходится переписывать от руки. Так, из Кемерова Елена Ивановна привезла 11 исписанных убористым почерком тетрадей. Найденную информацию приходится классифицировать, систематизировать, а потом осмысливать. Некоторые вещи вызывают сомнения, например, о местонахождении Токаревской школы и т.п. Не покидает неутомимого краеведа желание ездить со школьниками по памятным местам Великой отечественной войны – очень бы хотелось показать ребятам Старую Руссу, а по дороге заехать в Москву, Петербург, Новгород и Чудово. Единственное, о чем беспокоится Елена Ивановна – чтобы здоровье не подвело. Дай Бог, чтобы не подвело, дай Бог, чтобы Вам удалось осуществить еще множество поездок, довести до конца работу по народному образованию г. Мариинска и района и еще долгое время пополнять копилку истории родного края новыми сведениями. |
|
Всего комментариев: 0 | |