Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 18:56
Главная | Регистрация | Вход
<a href="https://www.mt5.com/ru/">Форекс портал</a>
Select Language

Мы живем в зеркальном, перевёрнутом мире, который называется, мир исправления. Творение не было завершено. Это было сделано намеренно, чтобы дать возможность человеку принять участие в процессе творения, став помощником и со-творцом Великого Архитектора, и потому — действительным хозяином сотворенного мира.

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 70

Общение

500

Cтатистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа



FreeCurrencyRates.com

http://78profession.ru/

Поиск по сайту

Календарь

«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930


************************

Помощь ресурсу


ЮMoney 410013775752608


************************

Рейтинг@Mail.ru

Ты новорожденный на земле, оповещаешь криком о своём появлении – всё сущее внемлет подаваемому голосу, и навсегда запечатляется он в анналах памяти земной. И вся твоя жизнь будет собиранием ответных вибраций; некая коллекция эха возгласа твоего от всякой вещи, встречающейся на твоём пути. Всякая вещь будет служить тебе ответом на первоначальное твоё заявление о себе. А если засмеёшься, а не закричишь – ответ смех. Таков порядок. Закон зеркала.

О чём бы ты не думал и кто бы ты
не был – ты помечен вечностью, высшим разумом Мироздания. Тебя выбрали, и ты родился. И ты всю жизнь будешь постигать тайну бытия. И если ты тот человек, именно человек Вселенной, тебе будет доверена тайна. Её передадут тебе и доверят тебе, и, если ты готов, то почувствуешь это, узнаешь своим внутренним состоянием, душой. С этого малого, начинается большое, то, что называется Жизнь, лично твоя, единственная в этом Мире и неповторимая.



<a href="https://www.mt5.com/ru/">Форекс портал</a>



Материя - есть равновесие добра и зла

Главная » 2012 » Ноябрь » 8 » Энциклопедия Мариинска и Мариинского района (в сокращении)
21:34
Энциклопедия Мариинска и Мариинского района (в сокращении)
Памятник Александру Второму. Первый памятник в обширной до Октябрьской революции Томской губернии, куда входили нынешние Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край и Республика Алтай, был поставлен не в губернском центре, не в Томске, а в уездном Мариинске.
Произошло это в начале пер¬вой мировой войны. Памятник этот был Александру Второму. Установили его в начале главной мариинской улицы, Большой Московской, вблизи от полно¬водной рыбной и судоходной тог¬да реки Кии.
Губернская «Сибирская жизнь» написала об этом собы¬тии очень скупо:
"14 сентября в Мариинске при большом стечении публики было совершено освящение и открытие памятника Царю Осво¬бодителю Александру Второму, поставленного городом в память великого акта освобождения крестьян от крепостной зависи¬мости. Памятник представляет собой бюст Императора, уста¬новленный на большом мрамор¬ном пьедестале». Вот и всё, что можно прочитать под неброским заголовком «Открытие памятни¬ка» в номере от 20 сентября 1914 года".
Памятники Александру II в 1911 году и в последующие не¬сколько лет ставились в связи с 50-летием отмены крепостного права в Центральной России. Но в Сибири крепостного права не было, и на нашей земле это со¬бытие не особо отмечалось. По¬чему в таком случае памятник был поставлен? И именно в Ма¬риинске? В этом был смысл. До 1856 года город именовался Кийском, по названию реки, на берегу которой стоял. Отцы го¬рода решили переименовать Кийск в честь только что взошед-шего на престол царя Александ¬ра, обратились к нему с просьбой дать на то согласие. Царь отка-зался, зато был не против, что¬бы город назвали в честь его жены Марии Александровны, что и было сделано. Мариинцы хоро¬шо помнили и многие годы спус¬тя, что город их должен был име¬новаться Александровском. При удобном случае решили закре¬пить хоть так в памяти потомков несостоявшееся название горо¬да...
Памятник простоял очень недолго, всего три года, исчез бесследно вместе с пьедеста¬лом в революцию. Вскоре был разрушен и главный городской храм, около которого был памят¬ник. А вот название Мариинск уцелело, закрепилось. Никому из представителей новой влас¬ти, видимо, не пришло в голову связать название города с им¬ператорской фамилией, с импе¬ратрицей, урожденной немец¬кой принцессой Максимильяной-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией. Памятник в настоящее время находится в Томском краеведческом музее. А его копия установлена на старом месте по ул. Ленина, у поликлиники.

Памятники Мариннского района:
Арчекас I. Городище железного века находится в 5 км от города Мариинска, на юго-западных склонах горы Арчекас, на правом берегу Кии в 200-300 м ниже от высоковольтной линии. Поселение расположено на краю обрыва горы, на мысе, ограниченном двумя оврагами. Территория поселения огорожена земляным валом, высота которого в настоящее время достигает 1,5 м. На территории, охваченной валом, и за его пределами видны провалы от небольших четырехугольных жилищ. Первоначальные размеры поселения установить невозможно, так как основная часть его разрушена оползнями. На поселении найдены обломки керамики, железная пластинка от чешуйчатого панциря, мелкие каменные отщепы. Памятник открыт И. И. Баухником в 1961 году (Баухник, 1970). Материалы хранятся в Мариинском Доме пионеров.

Арчекас II. Поселение на южных склонах горы Арчекас, в 6 км от г. Мариинска, на правом берегу Кии, в районе Медвежьей курьи. В 1961 году обследовано И. И. Баухником. Найдены обломки керамических сосудов, изделия из кости, камня, бронзы и железа. Памятник относится к эпохе бронзы и раннего железного века (Баухник, 1970). Материалы хранятся в Мариинском Доме пионеров.

Арчекас III. Поселение бронзового века находится в 3,5 км южнее г. Мариинска, на западных склонах горы Арчекас, у "Соколиного гнезда”. Здесь у края обрыва (10-15 м), на правом берегу р. Кии, видны округлые западины от жилищ, собрана керамика, отщепы, бронзовый кельт и обломок ножа. Памятник открыт И. И. Баухником в 1965 году (Баухник, 1970). Материалы хранятся в Мариинском Доме пионеров.

Арчекас IV. Поселение эпохи поздней бронзы на западном склоне горы Арчекас, на Лысой горе, в 6 км южнее г. Мариинска. В 1976 году А. В. Циркиным заложены разведывательные шурфы. Обнаружен культурный слой с фрагментами глиняных сосудов, украшенных горизонтальной "елочкой” (Циркин, 1977, с. 252). Материалы хранятся в МАЭЭ.

Арчекас V. Поселение эпохи раннего железного века на южных склонах Арчекаса недалеко от устья р. Кабедат. Открыто и обследовано в 1963 году И. И. Баухником. Найдены бронзовые и железные вещи. Материалы хранятся в Мариинском Доме пионеров (Баухник, 1970).

Арчекас. Два кургана на горе Арчекас в 4 км южнее Мариинска. Курганы открыты и раскопаны в 1971 году А.М. Кулемзиным. Памятник относится к позднескифскому времени. Погребения совершены в бревенчатых склепах на поверхности земли, с сожжением погребальной камеры. Здесь были найдены бронзовые и железные предметы, изделия из кости, глины, камня. Особый интерес представляют больших размеров чекан-секира, бронзовая бляшка с двумя парами геральдически поставленных изображений голов грифов, бронзовый "бубенец”, костяная орнаментированная пластинка (Кулемзин, 1979). Материал хранится в МАЭЭ.

Баим. Два кургана в 2 км юго-восточнее поселка, в 100 м южнее дороги на село Усть-Чебула, в 150 м южнее Романовской курьи. Курганы расположены на распахиваемом поле в 30 м друг от друга, высотой 0,4 м и 0,7 м, диаметром 9 м и 16 м.. Насыпи курганов сильно запаханы. Памятник открыт в 1982 г. А. М. Коротаевым (Кулемзин, 1983, с. 27).

Баим. Поселение позднетагарского времени в 2,5 км юго-восточнее поселка, на берегу Романовской курьи, в 300 м от дороги на Баим. Территория поселения распахивается. На поверхности встречаются обломки неорнаментированной керамической посуды, кости животных, речные гальки. Площадь поселения имеет подтреугольную форму со сторонами 60х70х90 м. Открыто в 1982 г. А.М. Коротаевым (Кулемзин, 1983, с. 26).

Большой Антибес. Укрепленное городище в устье р. Тяжин на правом берегу р. Кии, недалеко от села. Это прямоугольный, сильно оплывший бугор, ориентированный углами по сторонам света. Площадь городища 38х40 м. Памятник обследован в 1958 году А. И. Мартыновым.

Колеул I. Неолитическая стоянка на левом берегу р. Кии, на территории села. Памятник был раскопан в 1925 году С. И. Руденко. Найдены каменные долото, топоры, отщепы. Материал хранится в МАЭС ТГУ, коллекции № 6069.

Колеул II Укрепленное городище на высоком яру, недалеко от села. Оно представляет собой прямо угольную площадку 1400 кв. м, окруженную земляным валом (Дульзон, 1956, с. 140).

Колеул III. Поселение неизвестного времени на высоком яру у села. На поверхности видны древние западины от жилищ (Дульзон, 1956).

Колеул I. Пятнадцать курганов на левом берегу р. Кии выше села, недалеко от пасеки (Дульзон, 1956, с.140).

Колеул II. Курганная группа находится на берегу Кии выше села, в Кумурдатском бору. В них находили медные и железные предметы и орнаментированные обломки глиняных сосудов (Дульзон, 1956, с. 140).

Колеул III. Курган раннего железного века в 5 км выше села на лугу Каштак. Высота 1,42 м, диаметр 5 м. Здесь была найдена медная литая подвеска, полая внутри, с отверстиями и ушками. Хранится в МАЭС ТГУ,. инв. № 6068 (Дульзон, 1956).

Константиновка I. Поселение раннего железного века в 100-120 м к северу от села, на левой мысовидной террасе (2 м) излучины р. Юры. Площадь поселения имеет полукруглую форму шириной около 70 м. На поверхности имеются небольшие западины от жилищ подквадратной формы со стороной около 3 м. В обрыве берега собран подъемный материал: курант, обломки каменной зернотерки, неорнаментированные фрагменты керамической посуды. Открыто в 1982 г. В. В. Шаповаловой (Кулемзин.1983, с. 27).

Константиновка II. Аналогичное поселение находится в 0,8 км севернее села на левом берегу р. Юры. Северный край поселения ограничен обрывистым берегом реки (2 м), напольная часть - открыта. Площадь поселения имеет форму, близкую параллелограмму, при длине 80 м, ширине 55 м. Часть территории поселения распахивается. На распахиваемой поверхности имеются мелкие фрагменты керамики. Памятник открыт В. В. Шаповаловой в 1982 г. (Кулемзин, 1983, с. 28).

Мариинск I. Поселение бронзового века в 1,5 км севернее Мариинского спиртзавода, на левом берегу р. Кии. В 1959 году А. И. Мартыновым на поселении были собраны кремневые отщепы, кости животных, обломки лепной керамики. Материалы хранятся в КОКМ.

Мариинск II. Средневековое городище в 2,5 км к северу от города, на левом берегу р. Кии. Площадь поселения окружена полуразрушенным земляным прямоугольным валом высотой 0,2-0.5 м. co сторонами 30х40 м. Памятник в 1958 году обследован А. И. Мартыновым. Ориентировочная датировка Х-ХП вв.

Мариинск. Два кургана в 4 км ниже от города, на левом берегу р. Кии. Диаметр кургана 15-20 м, высота 0,5-0,7 м. Курганы заросли кустарником и изрыты ямами. В 1959 году памятник обследован В. Н. Алексеевым (Архив кафедры археологии КемГУ).

Раевка. Поселение эпохи поздней бронзы находится в 5 км юго-западнее села. Оно расположено на мысу террасы (5 м) между р. Кией и ее правым притоком Юрой. Площадь поселения имеет подпрямоугольную форму длиной около 60 м, шириной около 40 м. На поверхности поселения видны западины от шести жилищ глубиной 30-40 см. С северо-восточной стороны территорию поселения ограничивает еле заметный ров, с остальных - крутые склоны мыса. На поверхности собраны фрагменты глиняных сосудов. Памятник открыт в 1982 году В. В. Шаловаловой (Кулемзин, 1983, с. 28).

Таежная Александровка I. Поселение позднего бронзового века в юго-западной части села, в районе старой школы. Оно расположено на краю обрыва террасы (около 20 м), изрезанной небольшими овражками. Вследствие этого южный край площади поселения имеет неровные очертания. Напольная часть открыта, по ней проходит дорога в лесопильный цех. Длина поселения около 200 м, максимальная ширина около 30 м. Основная часть поселения разрушена оврагами. Памятник открыт в 1982 г. А. М. Кулемзиным. В 1985 году им же произведены раскопки на площади 42 кв. м. Найдены фрагменты керамики с орнаментом: ногтевым, волнистым, гребенчатым штампом, арочным, линейным "жемчужником”. Расчищены два очага (Кулемзин, 1983, с. 28-29; он же, 1985).

Таежная Александровка II. Поселение позднего бронзового века в 0,7 км восточнее села и в 0,4 км северо-восточнее лесопильного цеха. Оно расположено на левобережной террасе р.Кии высотой 10 м. Здесь, на мысу, занятом когда-то строениями села, по краю обрыва обнаружен подъемный материал: орнаментированные фрагменты керамики, кости животных. Материал встречается на протяжении 200 метров вдоль края обрыва. Памятник открыт А. М. Кулемзиным в 1985 году (Кулемзин, 1985, c.11).

Уколь. Девять курганов XVI в. рядом с селом на левой стороне р. Кии. Памятник раскопан в 1863 году В. В. Радловым. Материал хранится в МАЭС ТГУ, коллекция № 172.

Чистое поле. Поселение в 250 м северо-восточнее села Чистопольское, на левом берегу (2 м) р. Юры. Оно имеет сегментовидную форму около 110 м длиной и 30 м шириной. Поверхность поселения распахивается. В обрыве берега найдены фрагменты неорнаментированной лепной керамики. Памятник относится к раннему железному веку. Открыт в 1982 году В. В. Шаповаловой (Кулемзин, 1983, с. 28).

Первая перепись в Мариинском уезде. В 1920 году в стране была проведена 1-я Всероссийская советская демографическая и сельскохозяйственная перепись с кратким учетом промышленных предприятий.
Итоги переписи по Мариинскому уезду показали, что тогда у нас насчитывалось 219659 жителей. Из них 107325 мужчин и 112334 женщины. Общая численность населения города Мариинска составляла 13188 человек (мужчин 6380, женщин 6808).
По национальному составу население города распределялось так: русских – 85,3%, евреев – 8%, татар – 1,2%, поляков – 2,2%, латышей – 0,7%. Кроме того, здесь проживали украинцы, эстонцы, цыгане, чуваши, китайцы, белорусы, чехи, мадьяры, грузины, греки, румыны, мордва – всего 23 национальности.
Трудовое население Мариинска насчитывало 1578 рабочих. В городе было зарегистрировано 123 действующих промышленных предприятий. Под действующими понимались все промышленные предприятия, работавшие в 1920 году хотя бы неделю. Здесь было 14 кузниц, 7 кирпичных, 5 маслобойных заводов, 2 мыловаренных, 4 кожевенных, винокуренный и крахмально-паточный. Заводы были небольшие, с ручным производством и числом рабочих в них по нескольку человек. В городе насчитывалось 74 промысловых мастерских. Это были слесарные, колесные, пимокатные, механические, бондарные, токарные, шапочные, веревочные, сапожные, часовые, кровельные мастерские. Кроме всего этого имелись электростанция, водяная мельница, типография, депо.
Перепись 1920 года выявила и картину развития сельского хозяйства уезда. Общая посевная площадь достигала 180966 десятин. По сравнению с 1916 годом она увеличилась на 21%. Рост посевной площади произошел за счет увеличения посева льна, конопли (почти в 3 раза), картофеля и других культур.
Поголовье скота насчитывало: лошадей -10938, коров – 83293, свиней – 68132 головы. По сравнению с 1919 годом количество скота уменьшилось на 20%.
Данные, полученные по переписи 1920 года, хотя и не были полностью достоверными, имели большое значение и легли в основу разработки ряда мероприятий по улучшению народного хозяйства и культурного строительства в Мариинском уезде.

Первомайский. География ГУЛАГа была огромной. Для того, чтобы описать все лагеря, необходимо гораздо больше места, чем в обычном школьном учебнике по географии. Их количество даже на сегодняшний день не поддается строгому исчислению. Удивительно, но факт - не только о местонахождении, но даже и о существовании десятков лагерей сегодня никто не знает. Те сведения, которые доступны для широкого обозрения, настолько малочисленны, что позволяют дать лишь приблизительную картину расположения лагерей.
Один из таких лагерей был образован в тридцатых годах двадцатого века на месте нынешнего поселка Первомайский. Здесь пустил свои корни 1-й лагпункт Сусловского отделения. После расформирования Сиблага в поселке был образован совхоз "Победитель". В 1968 году в поселке проживало 816 человек. Из предприятий соцкультбыта здесь были: восьмилетняя школа, клуб, библиотека, медпункт и отделение связи.
Совхоз тяжело вставал на ноги. Народ здесь считался трудный, непокладистый. Сказывалось недавнее пребывание лагпункта. Происходила частая смена директоров совхоза, пока, в 1970 году, возглавить сельхозпредприятие не поручили Михаилу Петровичу Данилову. Уже в первый год, под руководством нового директора, труженики совхоза сумели заготовить кормов для общественного стада более, чем определялось плановым заданием, что сразу же ощутилось в прибавке молока. Рабочие совхоза воспряли духом. На следующий год совхоз получил небывалый прежде урожай зерновых, и в 1973 году за трудовые успехи 34 совхозника были награждены правительственными наградами, а сам директор удостоен ордена Трудового Красного Знамени. А еще через два года продукция совхоза "Победитель" получила признательность на всесоюзном уровне, экспонируясь на ВДНХ.
Свой расцвет поселок получил и в 80-е годы, когда директором совхоза был В.А. Кулешов. В поселке оживилось строительство и благоустройство. Были построены средняя школа, детский сад (ныне это детдом), жилые дома, контора и многое другое.
С падением Советского Союза и началом проведения новых экономических реформ крупное по тем временам хозяйство района дало трещину и покатилось вниз по наклонной. Совхоз распался. Ныне совхозные земли возделывают местные фермеры, такие как Н.Н. Тюлюкин, М.А. Сирота, В.М. Марков, Ю.И. Чуричев, А.В. Хованский. Вся жизнь села держится на плечах фермеров и сельской администрации.
О многих бывших и нынешних жителях поселка знают далеко за его пределами. К примеру, здесь жил и работал полный кавалер ордена Славы Семен Митрофанович Демченко.

Пионерская организация. В 1922 году в г. Мариинске был создан небольшой детский отряд, которым руководила Аксинья Шипачева. В 1923 году отряд стал называться пионерским. Первыми в него вступили дети коммунистов. Одним из первых пионервожатых города был Михаил Григорьевич Карабанов. Он работал на железной дороге и каждую свободную минуту уделял внимание детям железнодорожников. Ребята ходили в походы, устраивали пионерские костры, собирали книги для сельских библиотек, готовили концерты. Лучшие пионеры ездили на пионерские слеты в Новосибирск и Томск.
Много внимания детям уделяла и пионервожатая Таисия Ивановна Каратаева. В пионерской организации железной дороги в 1925 году было уже около 100 человек. Отряды насчитывали по 30-35 человек и делились на звенья. Интересно, что в звенья пионеры входили по желанию, согласно своим наклонностям. В одно входили спортсмены, в другое - любители техники, в третье - имеющие способности к музыке и т.д. Председателем районного бюро пионеров была тогда Анна Евсеевна Кучер, а одними из первых пионеров - Юля Коржина, Володя Кочетов, Гриша Деменчук, Клава Леденева.
Пионеры создавали драмкружки и ставили спектакли, выпускали стенные газеты, занимались ликвидацией безграмотности.
В 1930 году был открыт первый пионерский лагерь в Большом Антибесе. Ребята весело отдыхали. Военные игры, пионерские костры, катание на лодках, разучивание пионерских песен - были основным кругом занятий ребят в лагере.
Накануне нового, 1937 года, в Мариинске был открыт Дом пионеров. Его хорошо оборудовали. А в 1937 году был открыт еще один пионерский лагерь - "Арчекас".

Постоялый двор. Как известно, Мариинск был притрактовым городом и центром золотопромышленности Мартайги, поэтому предприимчивые мариинцы создали в городе ряд постоялых дворов. Так на конец 19-го века в Мариинске насчитывалось 24 постоялых двора, один из которых располагался на пересечении улиц Суворова и Алексеевской (ныне Карла Маркса и Коммунистической). Этот двухэтажный деревянный дом сохранился до настоящего времени.

Правдинка. Отсчет своим летам село ведет с конца 19-го столетия. Жил в те годы в Малопесчанке переселенец из центральной России крестьянин Правдин. За свой "длинный язык" и неподчинение властям он в 1894 году был изгнан из родной деревни. Власть есть власть. С ней не поспоришь. Закинул он за плечи котомку с нехитрой снедью, предме¬тами первой необходимости и зашагал, куда глаза глядят. Но не смог крестьянин оставить полюбившийся ему таежный край. Отошел он 11 км от Песчанки, сел на пенек у опушки передохнуть, да и затосковал: "Ку¬да идти? Семьи нет, никто его нигде не ждет, а здесь, гляди, красота-то какая!"
Вырыл Правдин землянку, вскопал пару грядок, сплел несколько вершей да корзин: рядом в речке тьма-тьмущая рыбы, а в лесу в избытке грибов да ягод. Заготовил на зиму провизии, дровишек и зажил в глу¬ши отшельником. Через год-другой потянулись к обжитому месту и люди. Первыми соседями Правдина стали Еврасий Сидельцев и Севастьян Матинин с семьями. И пошли расти дома Новиковых, Федосовых, Сафроновых. Умер основатель деревни, но благодарные односельчане память о нем увековечили, назвав село Правдинкой.
Здесь, в Правдинке, в 1916 году родился Прокопий Григорьевич Сидельцев. Отсюда, в 1940 году был призван в армию. Война застала сол¬дата на Северном флоте. Всю войну воин-артиллерист прошел без еди¬ного ранения, а Победу встретил в Польше. Ныне в селе проживают 50 его родственников – Сидельцевых. Это вся его родословная ветвь от деда Евсея. Всего же на фронт ушло 183 правдинца, а назад вернулись 103 человека, остальные полегли на поле брани.

Приметкино. Село образовано в 50-х годах 19-го столетия. Первыми поселенцами были крестьяне из Оренбургской губернии. Они шли сюда, чтобы найти новые свободные земли. Приметили место на высоком холме, которое было видно издалека. Обрадовались речке Уте, протекавшей рядом. Жить в этом месте было удобно. Вот так и появилось село Приметкино. Свое название оно получило от глагола "приметить".
Основным занятием жителей села всегда оставалось земледелие. В1855-1856 гг. село пополняется крестьянами из Вятской губернии. Образовалось поселение (ныне улица Вятка) на холме левого берега реки Уты. В 1859 году по данным переписи населения в селе насчитывалось 66 жителей в 31 хозяйстве. В 1905 году в селе открылась церковь, самая большая из прихода. На совершение торжественных обрядов сюда приезжали крестьяне из соседних селений. В 1911 году в селе насчитывалось 94 хозяйства и 762 жителя. 12 июля 1889 года в селе открылась школа грамоты. Преподавались арифметика, письмо, чтение. В конце декабря 1919 года через село проходят остатки отступающих частей колчаковской армии. Колчаковцы останавливались в селе на постой на несколько дней. Грабежей не производили. Красные пришли со стороны «Астахова бугра», но битвы ни в селе, ни близ села не было. Белые успели уйти до прихода Красной Армии.
В 20-х годах на территории села действует частный магазин, принадлежавший Заборскому Степану. Имеется две частные мельницы Лизвина и Елисеева Егора. В 1929 году была организована артель «Промышленная» (на горе). В нее входило 10 дворов- семей: Мыльниковы, Князевы, Фроловы, Сомовы, Новоженниковы, несколько семей Елизаровых.
В 1930 году при школе образован пионерский отряд из 20 школьников. В 1931 году в селе прошло раскулачивание, которому подверглись семьи Мещерякова Федора Семеновича, Заборского Степана, Вощукова Павла Ивановича, Елисеева Егора Федосеевича. Это уже после разобрались, что семьи были середняцкие. А пока суд да дело, их угнали в Восточную Сибирь. Обратно вернулись только сестры - Пелагея Федоровна и Анастасия Федоровна Мещеряковы.
В 1932 году на территории села образовались три самостоятельных колхоза «1-е Мая» (на горе), «Красные лучи», «Ясное утро» (на Вятке).
В 1933 году была разгромлена церковь, уничтожены старинные иконы и церковная утварь, а в помещении церкви открыли клуб.
В годы войны на фронт из села ушли 150 человек, назад вернулись только 46. В 1949 году все три колхоза объединились в один колхоз им. Жданова. Председателем колхоза был избран Матыцин Вольф Семенович. В следующем году в селе открывается небольшая библиотека. 24 мая 1960 года колхоз им. Жданова влился в совхоз «Авангард», 2 октября 1964 года село Приметкино стало вторым отделением совхоза «Приметкинский», а в 1981 году – 2-е отделение ОПХ «Кийское». На 1 января 2000 года в селе проживало 397 жителей в 143 хозяйствах.

Приход села Берикульского Мариинского округа (из летописи). На основании некоторых уцелевших бумаг и на устном предании почтенных стариков можно полагать, что приход села Бирикульского открыт в 1805 году, когда жители селений Бирикуля, Тюменева, Песчанки, Верхней, Средней и Нижней Почитанки и вновь образуемого поселка из новоселов-зырян Тундинского, в количестве 674 душ мужского пола ходили с прошением к Тобольскому Преосвященному об открытии прихода Бирикульского и о построении каменной церкви в селении Бирикульском во имя архангела Михаила, на что и последовало разрешение епархиального начальства, о чем дано было знать чрез Томское духовное правление от 24 января 1906 года за № 76 непосредственно избранному от общества строителю храма крестьянину деревни Тюменской Алексею Клюеву. Причем предложено ему, Клюеву, не просить священника на приход до тех пор, пока не будет окончена постройкой каменная церковь по утвержденному плану и не будут построены дома для духовенства.
Тогда же при указе выслана была приходно-расходная книга для записи прихода и расхода денег по постройке храма. Наблюдение над постройкой храма, вероятно, было поручено отцу благочинному бийскому священнику Адриану Попову, ибо местами есть свидетельства его руки по приходно-расходной книге.
Плана и фасада при нем не сохранилось, не сохранилось и храмозданной грамоты. Не видно также, какой техник наблюдал за постройкой. Надо полагать, техника и не было, потому что такое высокое здание, как церковь и колокольня при ней (вышины не менее 10 сажен), построены были на деревянном фундаменте: на лиственничных плахах. Как и нужно было ожидать, плахи эти подгнили, церковь дала во многих местах трещины, а колокольня откачнулась так, что ее в 1841 году пришлось разбирать до основания; в 1860 году колокольня была поднята только аршин на 5 и так оставалась до 1890 года. Под церковь же подведен каменный фундамент в 1858 - 1860 году.
Освящена церковь 28 января 1814 года, о чем есть пометка на описи церковного имущества, составленная 7 июля 1827 года. На сей же описи есть другая пометка, что по случаю происшедшего пожара в ночь на 9 апреля 1816 года, по исправлении в церкви полов и самого престола, вновь церковь освящена 16 июля 1816 года, но кем - неизвестно.
С 1816 года имеются при церкви метрические книги и исповедные росписи, и все они хранятся в церкви в целости, кроме 1835 года. Метрики и 1833-го, и 1841 года росписей.
Имеются при церкви и приходно-расходные книги и обыски с 1816 года. Но был ли священник свой в первые два года по освящении 1814 и 1815 года, неизвестно, ибо в эти года нет ни метрик, ни обыска, и по приходно-расходной книге дела по постройке храма велись строителем храма Клюевым. Значит, за первое время бирикульская церковь была приписной к бийской церкви, т. е. к городу Мариинску.
Небезынтересно занести здесь на страницы летописи то, что при бирикульской церкви имеются богослужебные книги издания прошлого века, например, "Книги молебных пений", Москва, 1763 г., "Большой требник", Москва, 1777 г., "Месячная минея" в 12-ти книгах, Москва, 1780 г., "Осмогласник", Киевская лавра, 1797 г. Есть еще "Собрание поучений святых отцев на все воскресные и праздничные дни" в трех книгах, издание Святого Синода, 1781 г. Имеются при церкви "Кормчая", пожертвованная крестьянином деревни Тюменевой.
С 1816 года бирикульская церковь уже становится самостоятельной. Первым священником был Иоанн Куртуков и служил по февраль 1834 года, именно 17 с лишком лет. Он был, заметно, человек деловой, приходно-расходные книги вел сам, сам же писал метрики и лета, им же много писано и брачных обысков. Каллиграфия у него четкая, посему наводить справки о стариках по его книгам очень легко. Бумага синяя, и чернила уже побелели. Кстати, здесь нужно сказать и то, что священник Куртуков был и маляр: он за известную плату красил крыши и купола церкви и колокольни, также косяки, двери и окна священнического и общественного дома.
За священником Куртуковым были преемственно священники: Севастиан Кудрявцев - с ноября 1834 года по февраль 1836 года, Иоанн Черкасов - с июня 1836-го по сентябрь того же года. Эти два священника, как видно, служили в Бирикуле недолго.
Четвертым по счету священником был отец Лев Левицкий, он служил немало - почти 18 лет: с сентября 1836 года. При нем приход села Бирикульского увеличился почти в четыре раза, при нем образовались поселки из новоселов Малопесчанский, Камышинский, Листьянка и Троицкий. В конце его службы в приходе церкви села Бирикульского открыт второй штат, на вакансию которого в мае 1853 года поступил окончивший курс Калужской семинарии Григорий Рождественский, служивший при бирикульской церкви долго, именно 42 года 8 месяцев, вышедший за штат за болезнью ног и слабостью сил в декабре 1895 года и еще здравствующий.
За выездом священника Льва Левицкого был определен вторым священником отец Феодор Вознесенский, который, прослужив в Бирикуле с небольшим два года по январь 1858 года, за закрытием второго штата по случаю образования новых приходов, Тундинского, Почитанского, Малопесчанского и Камышинского должен был оставить Бирикуль и поступил в Малопесчанский приход.
Таким образом, приход села Бирикульского с 1858 года остался и ныне состоит одноштатным, с двумя только селениями при малом числе душ.
Народонаселение прихода села Бирикульский увеличилось от образования новых поселков, из которых два - Петровки и Белогородка - заселены новоселами из российских семь лет назад, а два - Георгиевка и Николаевка - два года назад.
Жители деревни Тюменевой, заслышав об открытии вблизи их поселков приходского храма и давно сознавая в нем нужду, как люди состоятельные, занимающиеся дворничеством и почти поголовно извозом, в 1889 году исходатайствовали от епархиального начальства разрешение построить свой деревянный храм во имя Святой Троицы, каковой освящен по благословению Его Преосвященства отцом благочинным священником села Алчедатского ныне протоиереем города Колывани Феодором Сосуновым в 1891 году. Эта приписная церковь отстоит от села Бирикуль в 12 верстах. Богослужение в ней отправляется по очереди через неделю.
Нужно здесь сказать, что тюменевская церковь за время богослужений всегда бывает полна молящимися и часто даже не вмещает всех богомольцев, потому что вблизи Тюменева все поселки новосельские. Тюменцы подавали даже в 1896 году прошение об открытии у них самостоятельного прихода за дальностью от Бирикуля, но им было отказано за неустройством домов для духовенства.
Жители поселков Белогородка и Георгиевка возбудили чрез чиновников по крестьянским делам ходатайство о построении церкви-школы в деревне Белгородке на средства фонда имени Государя Императора Александра III, в чем и успели, и уже в деревне Белгородке ныне 8 июня 1897 года заложен деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, осенью вчерне окончен, а за зиму, к весне будет готов к освящению.
И в деревне Тюменевке дома для духовенства строятся и также, кажется, будут готовы к зиме, а к весне непременно.
Таким образом, в приходе села Бирикульского имеются три церкви: бирикульская, тюменевская и белгородская.
О прихожанах. Народонаселение прихода села Бирикульского состоит из семи селений: три - старожилов и четыре - новоселов с населением, как уже сказано, 2240 душ мужского и 2129 женского пола. В числе новоселов много хохлов из Полтавской, Курской и Черниговской губерний. Все исключительно прихожане православного вероисповедания. Раскольников в приходе не было и нет, а также нет и склонных к расколу, хотя многие и творят на себе крестное знамение двуперстно. Иноверцы же есть из ссыльнопоселенцев, коих числится: евреев мужского пола 11, женского - 10; поляков мужского пола 16, женского - 12; татар мужского пола 5, женского - 7.
Селение Бирикуль отстоит от Томска на 162 версты, а от уездного Мариинска на 50 верст и расположено на большом Сибирском тракте, где прежде ходила почта, пересылались арестанты и был большой проезд разных лиц, что давало жителям Бирикуля порядочный заработок.
Селения Тюменево и Песчанка по ту и другую сторону Бирикуля в 12 верстах и также по Сибирскому тракту: в них, особенно в Тюменеве, останавливались обозы, что также давало заработок жителям.
Многие из прихожан занимались также и извозом - доставкой товаров из Томска в Иркутск и обратно; все это вполне обеспечивало их, почему многие не занимались хлебопашеством.
Немало было здесь и приискателей. Но с весны прошлого, 1896 года уже мало было проезжающих, а с осени и совсем их нет, с 15 ноября прекратилась почта, а ныне с весны не стало и обозов. Это бедственно отозвалось на благосостоянии крестьян, не имевших еще и запасов хлеба. Ныне же, не надеясь на заработки, достававшиеся от Сибирской дороги и отнятые железной дорогой, прихожане принялись за хлебопашество. Селения же новоселов все в стороне от тракта, и жители их исключительно занимаются хлебопашеством. Из старожилов есть и пасечники, но их немного.
О школах. В приходе села Бирикульского школы существуют сравнительно недавно. Так, первая школа в Бирикульском открыта в 1876 году от министерства внутренних дел. Им же открыта в 1882 году школа и в деревне Тюменеве. Заметно, что и отцы отдают детей своих неохотно, и обучение их идет неуспешно. По словам крестьян, это печальное явление происходит оттого, что учителя часто меняются.
Кроме школ министерских, есть в приходе две школы домашние, открыты господином чиновником по крестьянским делам: первая в Песчанке и вторая белгородская. Но в них обучение детей идет слабо, потому что учителями сих школ состоят сельские писари, часто отвлекаемые своими служебными делами.
Село Бирикульское как стоящее на большом Сибирском тракте часто посещалось на пути разными высокопоставленными лицами.
4 июля 1891 года наше село осчастливлено посещением Его Императорского Величества благоверного Государя цесаревича, ныне благополучно с 20 октября 1894 года царствующего Государя Императора Николая II Александровича на обратном пути из путешествия по Востоку.
В приходе села Бирикульского были грозы, градобития, были и неурожаи хлебов, но червя и кобылки не бывало.
Были пожары: так, деревня Тюменево уже горела два раза - в первый раз лет 35 назад и во второй - 18 лет назад, в 1879 году. Нередко бывали и падежи скота. Но повальных эпидемических болезней не было. В холерный год 1892-й жертв холеры было немного, и то только в селе Бирикульском, а в деревнях Тюменеве и Песчанке не было ни одного холерного случая. Зато много бывает случаев смерти от убийств. Ни одного года не проходило и не проходит, чтобы не было убитых, зарезанных, удушенных, и все с целью грабежа. Так, в прошлом году было трое убитых и ныне уже двое зарезанных.
И это здесь в порядке вещей, как на большом Сибирском тракте, так как здесь по тракту много идет разных бродяг и пролетариев босых и голых из ссыльнопоселенцев и даже каторжников, которые или случайно на своем пути убивают из-за каких-нибудь грошей и даже из-за одежды, или, наведавшись о состоятельности, убивают целыми семействами, как это было назад тому пять лет: убито на заимке целое семейство Кореневского в числе восемь душ.
Случаи воровства, грабежа, а также конокрадство здесь уже обычное явление. За эти два последних года много стало тише, потому что по приговору общества в 1895 году из деревни Тюменевой сразу было выслано семь человек, что многих усмирило.
В марте 1897 года закрыт в числе прочих полуэтап, где имели ночлег каждонедельно в среду на четверг пересыльные арестанты в числе 250 - 300 человек в летнее время, а зимой до 20 - 40 человек. Теперь они перевозятся уже по железной дороге.
Село Бирикульское от железнодорожной станции Бирикульская отстоит на 12 верст. И на нашей станции, как и на прочих, учреждено почтовое отделение, где принимается всякая корреспонденция, что много облегчило наших прихожан при сдаче денег на почту. (Г-та «Золотые купола» за 26.08.1998г).

«Пролетарская молодежь». В качестве приложения к газете "Известия Мариинского ревкома" выходила газета "Пролетарская молодежь" – орган Мариинской организации РКСМ. Сохранившийся единственный номер ее от 6 ноября 1920 года позволяет судить об активной деятельности комсомольской газеты по вовлечению молодежи в ряды РКСМ. В ней говорилось: "Мы призываем рабочую молодежь в наши ряды, мы ей говорим: иди, закаляйся в духе коммунизма, учись творческой деятельности. Помни, что в будущем придется сменить павших в борьбе и уставших товарищей. Юноши пролетарии! Все в ряды комсомольской молодежи!"
В разделе газеты "Из жизни союза" сообщается, что на октябрь 1920 года по Мариинскому уезду насчитывается 35 организаций с численностью 500 человек. В номере помещен отчет о деятельности Мариинской городской организации РКСМ за 1920 год, насчитывающей в своих рядах 160 человек. В отчете указывается, что каждый день устраиваются беседы, доклады, лекции. Члены РКСМ всегда охотно и аккуратно посещают их, организован летучий отряд, в котором состоит 36 человек. Дисциплина в нем хорошая, проводится военное обучение. С 1 по 5 ноября проводится сбор теплых вещей для фронта.
В газете публиковались сообщения о возникновении новых ячеек РКСМ. В одном из них, озаглавленном "В нашем полку прибыло", рассказывалось об образовании первичных комсомольских организаций на пригородных заводах, в школе 2-й ступени №2 и на педагогических курсах.

Речная флотилия г.Мариинска. Если посмотреть на старые карты Кемеровской области, то можно увидеть, что рядом с обозначением нашего города нарисован якорь. Якорь - символ морского или речного флота.
Мариинская пристань эксплуатационного участка речного транспорта была организована в 1947 году, что позволило создать речной флот в нашем городе. В послевоенные годы в нашем крае были развиты гужевые перевозки грузов. Автомобилей было мало, следовательно, дорог (кроме проселочных), связывающих город с отдаленными населенными пунктами района, не было.
Разрушенные войной города и поселки Советского Союза требовали для восстановления лес и пиломатериалы. И вот в эти годы в низовьях Кии создаются семь лесоучастков, а сообщение с ними осуществляется по реке. На лесные кордоны и участки пошли баржи, груженные продуктами питания, одеждой и предметами первой необходимости. Водным транспортом доставлялись техника и горючее. Таким образом снабжались не только лесники отдаленных лесоучастков, лесозаготовители, но и близлежащие к реке села. В обратную дорогу на баржи грузили пиломатериалы. В Таежной Михайловке в то время действовали бондарный и лесопильный цехи, в Таежной Александровке - гончарный и лесопильный. Гончарный цех поставлял глиняные кринки, тарелки, детские игрушки. Но основной работой на лесоучастках была заготовка древесины. В то же время на паромной переправе через Кию действовали катера и крупная лодочная станция. А в целом по воде доставлялись в разные точки района миллионы тонн грузов. Одним из первых капитанов катеров были Федор Маркович Ковалев и Михаил Александрович Буйтин. Среди маринских речников были Илья Матвеевич Подберезин, Николай Андреевич Гребнев, Владимир Иосифович Следевский, Татьяна Егоровна Осетрова. В состав Мариинского речного флота входила и спасательная служба на водах.
Становление речного флота на Кии началось с назначения начальником речной пристани Николая Ивановича Мухина, в 1953 году. Хозяйственным способом были построены контора, складские помещения, мастерские, кузница. Строились дома для речников. Деревянные баржи, которые то и дело давали течь, были заменены на металлические. Вместо катеров открытого типа "Арчекас","Первенец" и других. Мариинская пристань получила теплоходы с каютами и другими помещениями для несения службы и отдыха экипажа.
В период интенсивной навигации учитывалась обстановка на Кии: глубина фарватера, наличие навигационных знаков, бакенов. Не учитывалось лишь то, что надвигалась катастрофическая ситуация для будущего судоходной реки. В верховьях Кии под топор пошли целые лесные массивы. Такими неразумными рубками погубили не только прибрежную тайгу, но и родники, и болота, питавшие реку. Поэтому год от года судоходный ход по Кии становился все затруднительней, пока совсем не сошел на НЕТ. И как следствие, приказ Обского пароходства: "В связи с сокращением объема перевозок в бассейне Кии Мариинскую пристань закрыть". Случилось это 1 июля 1968 года.

Рубино. В дореволюционном прошлом в этом захолустье поселились отчаянные люди: беглецы из-под крепости помещиков да поселенцы-каторжники. Здесь они искали «слободу» от царско-помещичьего гнета.
Старики сказывали, что первые шесть семей пришли сюда пешком еще лет сто девяносто тому назад с одними топорами да железными лопатами. Пилами не запаслись. Огонь добывали кресалом из камня. Это было большое семейство Рубиных.
В те времена здесь был сплошной дремучий лес. Река Тяжин не так велика, но глубока была и обильна рыбой. А по обе стороны реки сколько было озер-стариц глубоких, кишивших всякой рыбой.
Поселенцы селились без всякого «планту», кому где понравится, лишь бы была питьевая вода в ограде да рыба под окном. Вот и выбирали они «самолучшие» места-бугорки возле озер. На бугорках этих помещалось по две-три усадьбы, не более. А меж бугорков – непролазные согры-болота. Ходили соседи в летнее время через эти болота по жердочкам: 50-100 сажен, а чтобы на лошади к соседу попасть, надо добрую версту обогнуть.
Рубино стало селом только в 1908 году, когда царское правительство через земское управление открыло переселение крестьянам из западных губерний России на свободные сибирские земли.
Земля здесь добрая, хлебородная, но дорого мужику доставалась. Крестьяне убивали себя на этой земле непосильным трудом, но не роптали, ведь «слободные» были, за плечами не стояли помещичьи надсмотрщики, «уповали на Бога и его милость».
До революции Рубино было невелико, дворов 150. Но оно оказалось на бойком месте: через него на север в Томскую тайгу строился переселенческий тракт. Тут обосновался волостной центр. Томский купец Зизевский (Золотарев) по уговору с духовенством построил церквушку (см. фото) – предприятие по выколачиванию крестьянских грошей; царское правительство «смилостивилось» и открыло церковно-приходское училище. На строительстве дороги было много пришлых рабочих – лесорубов, землекопов. Появились оседлые торгаши, лавочки пооткрыли, кабак.
Были и строители-инженеры и техники, волостные служащие, учитель, поп, псаломщик. Купчишки пухли от барышей, свои большие дома приспособили под квартиры. Богатели на квартплате, а хозяйство и поле у них обрабатывали батраки, трудясь за ничтожную плату от темна до темна.
В Рубино вроде бы и улицы уже обозначились, а страшные топи по ним оставались. Царское правительство на благоустройство населенных пунктов и гроша не давало. Селяне своими силами соорудили кое-какие гати из хвороста. Таким это село досталось Советской власти.
«…Вот уже 50 лет, как наш народ идет по пути, указанному Ильичом. И хотя лучи Великого Октября проникли и к нам в глухомань, а до коллективизации, скажу прямо, настоящего света не видели. Каждый жил сам по себе, как говорится, варился в собственном соку. И только в 1929 году пришло счастье. 30 крестьянских семей, в том числе и моя, образовали коллективное хозяйство и дали ему имя "Путь Ильича". Одно время и мне довелось председателъствоватъ, - рассказывал в 1967 году старожил села А.И. Цыбулькин. - На первых порах в артели было 60-80 рабочих лошадей, 50 коров, не считая овец, свиней и кур. И все же сообща обрабатывать землю было куда легче. Артель медленно, но уверенно шла в гору. Через четыре года в кол¬хозе появился первый трактор, которым управлял, как сейчас помню, Иван Ковылов /погиб на фронте/. Со стальным конем стало веселее. Моя дочь Таисия тоже задумала оседлать его. Пошла на курсы. За ней потянулась дочь старшего брата Наталья. 0кончили они курсы и наряду с мужским тракторным отрядом создали свой, женский. Вы бы только знали, как они здорово дрались между собой /конечно, не на кулаках/ за первенство. И представляете, зачастую побеждали девушки. Их вожаком была Наталья. А как они работали в войну! Почти все мужчины были на фронте. Несмотря на свои 57 лет, я пое¬хал изучать газогенераторный трактор. Три года дымил мой "самовар" на полях. Почти семь сезонов управлял "сложкой", молотил снопы. Не красна изба углами, а красна пирогами. Именно так мы начинали жить до нападения немецких оккупантов. Вместо прежних керосинок в домах вспыхнули лампочки Ильича. Энергию получали от колхозной ме¬льницы...».
В 1958 году с образование совхоза «Сусловский», Рубино стало одним из его отделений. В настоящее время в селе проживают не более 300 человек.
 
Категория: Энциклопедия Мариинска и Мариинского района от пользователя Терник | Просмотров: 2754 | Добавил: Терник | Теги: Александру, Памятник, второму | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 

2