Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 04:51
Главная | Регистрация | Вход
<a href="https://www.mt5.com/ru/">Форекс портал</a>
Select Language

Мы живем в зеркальном, перевёрнутом мире, который называется, мир исправления. Творение не было завершено. Это было сделано намеренно, чтобы дать возможность человеку принять участие в процессе творения, став помощником и со-творцом Великого Архитектора, и потому — действительным хозяином сотворенного мира.

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 70

Общение

500

Cтатистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа



FreeCurrencyRates.com

http://78profession.ru/

Поиск по сайту

Календарь

«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930


************************

Помощь ресурсу


ЮMoney 410013775752608


************************

Рейтинг@Mail.ru

Ты новорожденный на земле, оповещаешь криком о своём появлении – всё сущее внемлет подаваемому голосу, и навсегда запечатляется он в анналах памяти земной. И вся твоя жизнь будет собиранием ответных вибраций; некая коллекция эха возгласа твоего от всякой вещи, встречающейся на твоём пути. Всякая вещь будет служить тебе ответом на первоначальное твоё заявление о себе. А если засмеёшься, а не закричишь – ответ смех. Таков порядок. Закон зеркала.

О чём бы ты не думал и кто бы ты
не был – ты помечен вечностью, высшим разумом Мироздания. Тебя выбрали, и ты родился. И ты всю жизнь будешь постигать тайну бытия. И если ты тот человек, именно человек Вселенной, тебе будет доверена тайна. Её передадут тебе и доверят тебе, и, если ты готов, то почувствуешь это, узнаешь своим внутренним состоянием, душой. С этого малого, начинается большое, то, что называется Жизнь, лично твоя, единственная в этом Мире и неповторимая.



<a href="https://www.mt5.com/ru/">Форекс портал</a>



Материя - есть равновесие добра и зла

Главная » 2012 » Ноябрь » 9 » История станции Мариинск
15:14
История станции Мариинск
Виктор ЛАБИНСКИЙ,
председатель совета ветеранов ж.д. узла
ст. Мариинск, бывший начальник станции.
Слово о моем наставнике

Впервые с Сергеем Павловичем Петрусевым я встретился 28 августа 1961 года, когда я после окончания Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта по направлению приехал на станцию Мариинск.
Помню, была суббота, рабочий день закончился. Я обратился в справочное бюро вокзала (в то время был еще старый вокзал) и спросил, как найти начальника станции, объяснив, кто я такой, и показал документы. Мне пояснили, что теперь его можно будет застать только в 7 часов вечера в конторе станции, где он должен быть на планёрном совещании при вступлении на дежурство ночной смены.
К указанному часу я уже был на месте. Ждать пришлось недолго. В начале 8-го часа Сергей Павлович вошел в контору и прошел в свой кабинет. Я попросил разрешения войти. Он был очень вежлив и предупредителен: посмотрел документы и спросил, нет ли у меня в Мариинске родных или близких, где мог бы на первое время остановиться. И так как у меня и жены здесь не было даже знакомых, то он сразу же устроил место для проживания в комнатах кондукторских бригад, где нам выделили отдельную комнату.
Так я начал свою трудовую деятельность на ст. Мариинск под руководством Сергея Павловича Петрусева. Он мне сразу понравился, как руководитель и как человек. Во-первых, принял меня в нерабочее время; во-вторых, без всяких проволочек, как говорится, оперативно, решил вопрос с моим трудоустройством и жильем. На следующий день инспектор по кадрам Елена Васильевна Иванова, вызванная начальником (было воскресенье), приняла от меня документы, и я тут же был зачислен в штат станции на должность дежурного по путям.
Первый инструктаж о порядке работы, об обязанностях дежурного дал мне сам начальник станции. Он, как я впоследствии убедился, ценил в работнике исполнительность, честность, дисциплинированность, трудолюбие и высокий уровень подготовки. Был он очень справедливым руководителем, принципиальным и требовательным.
Мне нравилось, как работал начальник. Обычно в 5 часов утра он уже приходил на станцию, успевал все сам проверить, узнать обстановку на станции с поездами. И уже на планёрном совещании в половине 8-го утра четко давал задание вступающей на дежурство смене, рассказывал о нарушениях, которые он обнаруживал у работников предыдущей смены.
Я, как и многие другие, удивлялся его необычному распорядку рабочего дня. Он говорил, что если руководитель будет строго придерживаться того распорядка дня, который прописан в учебниках по охране труда, то это уже не руководитель, а статист и чиновник, канцелярский служащий. Руководитель должен пропадать на работе и появляться на объектах (имел ввиду всю территорию станции) неожиданно, в любое время суток. И хотя бы один раз в неделю быть на рабочем месте каждого работающего, на каждом стрелочном посту.
Конечно, главный пост электрической централизации стрелок и сигналов (пост ЭЦ) посещать надо было по нескольку раз в сутки, даже по должностной инструкции начальника станции, так называемым, личным нормативам. Но так как одному человеку их было бы никогда не выполнить, даже работая круглосуточно, то у начальника были три заместителя: главный инженер, заместитель по оперативной работе, заместитель по грузовой и коммерческой работе; помощники: по работе с кадрами, по гражданской обороне, начальник вокзала, главный бухгалтер, начальник грузового двора, начальник участка механизированных погрузочно-разгрузочных работ, два инженера станции, начальники технической и товарной контор.
Сергей Павлович по всем вопросам производственной деятельности проявлял огромные познания. Меня поначалу удивляло, как он может запомнить все до мелочей. Но потом понял, что это дается при постоянной работе над собой, большой трудовой практики, трудолюбию, и, конечно же, прекрасной памяти, которой обладал Сергей Павлович. По своей натуре он был трудоголик. Его нельзя было отнести ни к «жаворонкам», ни к «совам». Он был и то и другое вместе. Режим работы, который он вел, был не каждому по плечу.
Помню, как он образно говорил о движенце, подразумевая под ним всех малых и больших руководителей, от старшего стрелочника до начальника станции:
- Если движенец проходит и не замечает, что из водопроводного крана капает вода, то это не настоящий движенец…
Меня поражало, как спокойно он действовал в сложной, экстремальной ситуации, сложившейся в результате произошедшей на станции или на подходах к станции аварии или сбое в движении поездов (по-автомобильному – пробках на дороге). Сергей Павлович проявлял завидное хладнокровие и спокойствие, находил неординарные решения из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Действовал, как говорится, на грани допустимого. Рисковал, но при этом соблюдал все требования безопасности движения. Мгновенно просчитывал ситуацию на несколько ходов вперед. И риск получался оправданным. Хотя нас и учили, что все инструкции, направленные на обеспечение безопасности поездов, безопасности работающих, написаны кровью, но определенная доля перестраховки всегда в них была. Это Сергей Павлович уяснил для себя четко и успешно использовал, чтобы выйти из сложной ситуации, как можно скорее.
А вот и пример. На станции нет тайгинских электровозов, а нечетные грузовые поезда для передачи на Западно-Сибирскую железную дорогу стоят на станции и ждут локомотивов, а до полученного задания надо отправить (сдать) на запад еще один поезд. Электровоз один есть, но стоит с четным поездом на 4-м обводном пути, а чтобы принять этот поезд в четном парке, нет ни одного свободного пути. Сергей Павлович в этот сложный сдаточный час находился на посту ЭЦ и лично руководил движением поездов. (Я в это время тоже был на посту вместе с ним. Он часто брал меня, молодого главного инженера станции, с собой и «натаскивал». Впоследствии его уроки мне очень пригодились на должности начальника станции). И в этот сложный для станции момент Сергей Павлович неординарно решает задачу: он приказывает дежурному по станции отцепить от состава на обводном пути электровоз и перегнать его в нечетный парк под поезд. До окончания сдаточного часа (12 часов по московскому времени) оставалось 15 минут. Поезд на 4-м обводном пути, конечно, был надежно закреплен тормозными башмаками, да и сработали автоматические воздушные тормоза. Через несколько минут этот поезд был втянут на путь приема маневровым тепловозом. А последний сдаточный поезд был отправлен на Западно-Сибирскую ж.д. ровно в 12 часов московского времени.
Сергей Павлович постоянно учил своих заместителей находить единственно верное решение в сложной ситуации, как при неисправности устройств СЦБ, так и при приеме пассажирского поезда на неспециализированный путь. Это случалось, когда пассажирские поезда опаздывают и собираются, что говорится, в «кучку», а путей на станции принять их сразу не хватает. Вот и приходится использовать для приема пассажирских поездов пути, предназначенные для стоянки грузовых поездов.
Умел Сергей Павлович применять в сложных ситуациях далеко не популярные, а точнее, даже запрещенные методы работы, но необходимые для выхода из тяжелой обстановки – это и маневры, и проезд, и уборка или подача вагонов по неисправным участкам путей, с неработающими автоматическими тормозами. Это и списывание на ходу вагонов и поездов, и прием поездов на не электрифицированные пути или на пути, оборудованные другим родом тока, не соответствующим принимаемому электровозу.
Некоторые методы работы, применяемые Петрусевым в экстремальных ситуациях, и под его личным контролем, были потом узаконены и стали применяться по всей сети железных дорог СССР. Это прием поездов на неспециализированные пути, на свободные участки путей, это списывание поездов с ходу, в том числе и с помощью телетайпов, установленных в горловине станции. Это и роспуск вагонов на вытяжном пути одиночными толчками, это и применение повышенных до оправданного уровня скоростей движения при маневрах. Конечно, для обеспечения безопасности движения были разработаны специальные инструкции, которые строго выполнялись.
Высокий уровень знаний в эксплуатационной работе и деятельности всех служб железнодорожного узла, большой практический и жизненный опыт позволяли ему быстро ориентироваться в нужном направлении в любой сложной обстановке, находить самые оптимальные решения, не давал никому из нерадивых работников обмануть или обхитрить его. Правда, все люди, зная Сергея Павловича, и не пытались этого делать. В то же время, Сергей Павлович не боялся ответственности и самостоятельно решал, минуя вышестоящее руководство многие хозяйственные и эксплуатационные вопросы. При случае он мог и защитить подчиненного ему работника, если тот действовал в интересах станции, но допустил небольшое нарушение, от привлечения нарушителя к дисциплинарной ответственности вышестоящим руководством дороги или отделения дороги.
Будучи человеком умным и высоко эрудированным, С.П. Петрусев придавал большое значение экономическим методам управления, материальной заинтересованности работников службы движения и всего железнодорожного узла станции. Он говорил:
-Надо требовать от подчиненных неукоснительного выполнения должностных обязанностей, но надо также и материально его заинтересовать.
Поэтому большинство положений о сдельно-премиальной или повременно-премиальной систем оплаты труда маневровых бригад, и о сменном хозрасчете разрабатывались по его инициативе. Он организовывал и лично участвовал в хронометражных наблюдениях рабочего времени многих категорий работников и бригад.
Сергей Павлович также заботился о социальных нуждах работников станции, старался помочь любому из них в решении его социально бытовых нужд: в вопросах жилья, вывозки топлива, поддержании здоровья, устройстве ребенка в дошкольные учреждения и т.п. Он был твердо уверен, что с работника нужно не только требовать выполнения задания, но при необходимости помочь морально и материально. Может быть, поэтому станция Мариинск постоянно работала устойчиво и неоднократно становилась победителем в соревновании станций, как своей дороги, так и сети дорог.
Петрусев умел работать в тесном взаимодействии не только с руководителями всех подразделений ж.д. узла, но и с начальниками соседних станций – Боготол и Тайга, с руководителями предприятий нашего города и района, которые пользовались услугами железной дороги. Зачастую эти отношения были хоть и дружеские, но деловые, направленные на бесперебойное обеспечение вагонами, контейнерами, на хорошее использование подвижного состава, снижение простоев вагонов и контейнеров. На этот счет он говорил: «Дружба дружбой, а служба – службой. Интересы предприятия и государства должны быть на первом плане».
Сергей Павлович пользовался заслуженным авторитетом у руководителей г. Мариинска и Мариинского района, так как мгновенно мог решить многие жизненно необходимые вопросы для города и района. Если, к примеру, 1-й секретарь ГК КПСС или председатель горисполкома попросит его помочь изыскать уголь для нужд города или отдельно взятого села, а во время уборочной кампании – бензин или дизтопливо, он всегда эти вопросы решал положительно. Я у него учился этим методам взаимодействия с руководителями города, предприятий города и района. Это всегда было только на пользу мариинцам и железной дороге.
Хочется также отметить, что Сергей Павлович много сил и энергии отдавал обустройству и технической модернизации станции, усилению и совершенствованию путевого развития, строительству жилья и служебно-технических зданий. При нем дважды проводилась реконструкция станции Мариинск, в том числе и строительство западного приемоотправочного парка с большой длиной (1050 м) путей. Хозяйственным способом был построен 8-ми квартирный жилой дом на Клубном переулке, две технические конторы, телетайпная, 1-й стрелочный пост, два автотракторных гаража, вторая контейнерная площадка, несколько тупиковых путей для выгрузки грузов, прибывающих в адрес совхозов и малых предприятий города. В 1962-м году сдан в эксплуатацию каменный железнодорожный вокзал.
Сергей Павлович умел не только хорошо работать, но и организовать коллективный отдых работников станции, как в железнодорожном клубе им. Крупской, так и с выездом на природу. Как сейчас, помню его слова: «Чем мужчины будут соображать на троих где-нибудь под забором, давайте лучше организуем коллективное гуляние в День Победы, День железнодорожника и в другие большие государственные праздники».
Сергей Павлович любил спорт, художественную самодеятельность и сам участвовал в их организации. При нем проводились спортивные соревнования по футболу, волейболу, лыжам, шахматам. Сам он любил вольную борьбу и хорошо играл в шахматы. А художественная самодеятельность при его поддержке буквально гремела. При железнодорожном клубе проводили свои репетиции станционный хор, вокальные женские группы, драматический коллектив, актерами которого были работники железнодорожного узла.
Как-то раз, приехав на совещание в Ачинск, Сергей Павлович заглянул ко мне в гости на станцию Ачинск-1. Посмотрев мое хозяйство, он сказал:
-Да, Виктор, ты хорошо содержишь хозяйство, по многим вопросам и меня обошел. Молодец!
Эта его похвала осталась для меня выше всяких, даже правительственных, наград. А что может быть дороже для ученика, чем похвала его учителя.
Сергей Павлович Петрусев руководил станцией Мариинск с апреля 1959 по апрель 1984 года. За свой добросовестный труд он был удостоен высшей отраслевой награды – знака «Почетному железнодорожнику», награжден орденом Трудового Красного Знамени, рядом медалей, именными часами Министра МПС. В 1965 году участвовал в работе Всесоюзного съезда железнодорожников в Москве.
Сергей Павлович оставил после себя неувядаемый след в истории развития станции Мариинск. И я горжусь, что с таким человеком мне довелось вместе трудиться, и что я был его прилежным учеником.
Да, время, порой обстоятельства остаются непреклонными к желаниям и воле человека. К сожалению, нет среди нас Сергея Павловича Петрусева. Но памятен и свеж его след, оставленный на земле. Считаю, что в память об этом заслуженном человеке, необходимо установить ему мемориальную доску на здании железнодорожного вокзала.
Июль 2004 г

Виталий ВЕРЕТЕННИКОВ
Зримые нити
В цехе электрической централизации было тепло и уютно. Пощелкивали метрономами сотни разнообразных приборов. Старший электромеханик поста Зоя Ивановна Крутых с ключом и отверткой возле одного из них выверенными движениями регулировала контакты в зазорах. Прошло не более двух минут, и ее помощник Борис Дмитриевич Кожевников включил рубильник питающей электрической сети.
- Вот так и работаем, - вздохнула Зоя Ивановна, – я ведь Бориса Дмитриевича помню еще молодым озорным парнем, но к делу он относился ответственно. Да у нас иначе и нельзя. - От четкости и безотказности аппаратуры зависит действие всех рельсовых цепей, стрелочных блоков, световой сигнализации на станции. И в первую очередь безопасность движения.
-А все-таки какой-то минимум на неполадки у вас существует? Ведь вон, какая здесь прорва проводов. А если какой-то выйдет из строя?
Нет у нас ни минимума, ни максимума, - улыбается Зоя Ивановна. – А любая остановка квалифицируется как брак в работе. Но что-то я не припомню подобного в последние годы. Для того и существует у нас специальный цех профилактического контроля над аппаратурой.
И Зоя Ивановна показала мне аккуратно наклеенные таблички на корпусах реле, где четко указаны сроки профилактического ремонта. Замена отработавшего по срокам оборудования проводится в свободное от движенческой работы время, так называемое «окно».
-Вот мы сейчас сидим здесь, беседуем, - продолжила свой рассказ З.И.Крутых, - а ребята из бригады Вениамина Игнатьевича Махлаева «на поле», проверяют действие стрелок, из приводов, четкость работы: световых сигналов и многое другое. Поле на профессиональном языке железнодорожников – это обдуваемые всеми ветрами перегоны, околотки.
Вместе с бригадой на перегоне до разъезда Приметкинский находилась в этот час и начальник производственного участка электроцентрализации Мария Сергеевна Иванова. Почетный железнодорожник, специалист высокого класса, она наверняка делала свое дело четко и сноровисто. А ведь совсем, кажется, недавно, после окончания Томского электротехнического института в 1956 году, начинала как молодой специалист свою работу в системе централизации. Но тогда все операции совершались механическим способом. А это компактное 3-этажное здание строилось уже в ее бытность. И оборудование устанавливалось и монтировалось при ее участии, так что все окружающие нас приборы знакомы ей до последнего винтика. Недаром, когда строились и оснащались такие же цехи в Ачинске, Абакане, Слюдянке, Марию Сергеевну приглашали туда в качестве консультанта. И вот промелькнули эти тридцать лет. Для кого-то такой срок покажется долгим, но только не для нее, любящей свою профессию беззаветно и отдавшую ей все без остатка.
Буквально на днях провожали Марию Сергеевну Иванову на заслуженный отдых. Были и цветы, и подарки, и поздравления от начальника дороги, но больше всех порадовала ее специальная газета, выпущенная в честь юбиляра, с портретом, со стихами и краткой биографией именинницы.
Но неуемный она человек и сдавать свои позиции не собирается. Она так и остается энергичной и деятельной, так что о пенсионном ее возрасте постороннему и вовек не догадаться. Поэтому на монтаже оборудования электрической централизации в новом парке Мариинск-2 она всегда первый и желанный специалист. И ей это под силу, хотя устанавливается там более совершенное оборудование.
В ходе нашей беседы Зоя Ивановна Крутых несколько раз отлучалась, а потом все рассказывала и рассказывала о своих коллегах по работе. В том числе и о тех людях, которые, предельно загруженные делом, сумели окончить Красноярский железнодорожный техникум заочно. В их числе бригадир полевой бригады Вениамин Игнатьевич Махлаев, его коллега Николай Ефимович Власов, дежурные механики Василий Сергеевич Репецкий и братья Владимир и Василий Колупаевы. Особенно тепло отзывалась она о Владимире, который, еще, будучи монтером, приезжал на работу из поселка Калининского в любую погоду, даже зимой… на велосипеде и ни разу не опоздал.
Несколько позже пришел работать сюда дежурным механиком брат Василия Сергеевича Репецкого Виктор, но теперь уже и его заслуженно именуют ветераном, а сын его Владимир, естественно, из молодой смены. И Владимира не пришлось убеждать, что в такой сфере нужны грамотные специалисты. Сам, без напоминаний, поступил на заочное отделение железнодорожного техникума, а пока владеет профессией монтера пятого разряда. Вот так зародилась еще одна рабочая династия на железной дороге.
Как достойную смену ветеранам отметила Зоя Ивановна электромеханика Владимира Бетехтина, который за свою рабочую добросовестность и общественную активность удостоился чести быть членом профсоюзного комитета, а сейчас молодого коммуниста избрали в цеховое партийное бюро.
За все берется, все получается ладно и толково и у Владимира Емельянова. За плечами у парня пока небольшой стаж монтера, но и он подумывает о повышении своего профессионального уровня.
-Так что есть нам на кого положиться, - резонно заметила напоследок старший электромеханик поста Зоя Ивановна Крутых.
Прощаясь, я подумал: «Про всех рассказала. На всех хватило теплоты и душевной щедрости, а про себя и словом не обмолвилась». Но вспомнил, что проскользнула фраза: «Мария Сергеевна Иванова окончила институт на год раньше…».
Значит, все эти годы их связывала одна судьба, делали они одно общее и благородное дело.
(1985 г.)



Ворота города
Да, именно ворота города. Действительно, почти каждое знакомство с любым городом мы начинаем с вокзала: будь он железнодорожным, морским или автобусным.
Днем и ночью сплошным потоком идут поезда, каждый из них делает остановку и у нас, в Мариинске. Пассажиры всего несколько минут находятся в гостях у мариинцев, но от того, как их здесь, на вокзале, встретят, обслужат, зависит их мнение о всех людях, проживающих в нашем городе.
Вспоминается один эпизод, происшедший со мной в вагоне скорого поезда Москва-Владивосток. Нас в купе сидело четыре человека, совершенно разные люди. Подъезжая к станции, я начал собираться.
-Вы уже выходите? – спросил меня один из пассажиров. – Какая сейчас станция?
-Мариинск.
-Мариинск, - повторил он.
И тут заговорили все. Не думал я, что наш небольшой городок нашел, даже в одном купе, столько доброжелателей. Пожилая женщина, ехавшая до Иркутска, с теплотой назвала фамилию дежурной по вокзалу Валентины Павловны Соловьевой.
-И еще, что мне у вас очень понравилось, - добавила она, - это привокзальная площадь, засаженная благоухающими цветами и яблоньками. Поверьте, проехала от Иркутска до Москвы, но лучше, чем у вас, в Мариинске, не видала. Видно, хорошие люди трудятся здесь.
Мнение этой женщины подтверждают и строки многих благодарностей, записанных в книге предложений.
-И не только в ней, - говорит Матрена Гавриловна Гриценко, начальник вокзала. – Вот посмотрите.
Она достала из стола пачку писем. В них люди благодарили работников вокзала за чуткость, отзывчивость, за помощь в трудную минуту. В этих письмах названы фамилии и дежурных по вокзалу В.П. Соловьевой, В.Е. Ушатиковой, Н.П. Ивановой, кассира Т.П. Караульной и др.
-Вообще людей хороших в нашем коллективе много, - продолжает далее Матрена Гавриловна. – Только один факт: из 50 работников вокзала 28 человек носят высокое звание ударника коммунистического труда. С производственными планами наш коллектив ежемесячно справляется. Так, июльское задание по кассовому сбору перекрыли на 1100 рублей. И все остальные пункты социалистического обязательства, взятого в честь 50-летия образования СССР, выполняются успешно.
Этому способствует самоотверженный труд всех работников. Кроме перечисленных выше товарищей, можно отметить багажного весовщика Ф.П. Попова, ст. билетного кассира М.Г. Поморцеву, станционных рабочих Л.Т. Непомнящих и В.И. Белоусову, стараниями которых на вокзале всегда опрятно и чисто. Да и цветники тоже дело их рук. Вместе с А.В. Малютиной и А.С. Островской они каждый день ухаживают за цветами, придавая необыкновенную красоту привокзальной площади, слава которой известна далеко за пределами нашего города.
И чем ближе знакомишься с этим небольшим коллективом работников вокзала ст. Мариинск, тем больше убеждаешься в правоте многочисленных благодарностей им, в том, что они с честью представляют наш город перед лицом тысяч людей, проезжающих мимо, и что первое знакомство, первое впечатление от встречи с Мариинском у всех проезжающих и приезжающих приятное, запоминающееся.
Семен ШИНКАРЕНКО.
1972 г.



Иван ЕФРЕМОВ,
журналист.

Главный нерв станции
(Дважды почетные)
Среди своих сверстников Юрка Шимун отличался проникновенной любознательностью ко всем непознанным вещам и явлениям, существующим в природе. Довольно рано паренек дотошно познал многие секреты фотографического дела.
-Еще бы! – не без зависти выражал свое мнение один из уличных приятелей Юрия. – Ему есть у кого научиться, отец-то с матерью у него ого-го как фотографируют!...
Да, родители Юрия давно приобрели в городе популярность фотографов-профессионалов. И это не могло не приносить какой-то тихой радости и удовлетворенности и подростку, познающему мир.
"По нашим стопам пойдет, - не раз довольно отмечал про себя отец, видя, с какой прилежностью отделывает свои самостоятельные снимки сын. – Будет у парня обеспеченное будущее. И невдомек было отцу, почему это парнишка так зачастил с походами на железную дорогу. А Юрий Шимун тем временем, разинув рот, любовался, как управляется с подъемом и укладкой грузов его брат на подъемном кране. И уж совсем сердце заходилось у паренька, когда ему удавалось хоть накоротке с ветерком проехаться на паровозе, где помощником машиниста служил второй его брат.
Незаметно, шаг за шагом прирос Юрий Шимун к железной дороге. Он готов был с одинаковым рвением выполнять здесь любую работу, которую могут доверить взрослые.И ему доверили, приобщив на первых порах доставщиком документов. Не хитрое вроде бы, на первый взгляд даже легкомысленное это занятие. Ну, что сложного в том, чтобы доставить документы от машиниста локомотива до технической конторы, и по мере их обработки вернуть снова машинисту. Нет напряжения для ума, когда имеешь резвые ноги.
Но Юрий Шимун относился к исполнению порученных обязанностей с полной ответственностью и самоотдачей. Правда, нет-нет, да и кидал он любопытствующие взгляды в сторону конторщиков. Интересное у них занятие, попробовать бы самому… И не знал парень, что к нему также присматривается одна из полномочных конторщиц – Валентина Петрусева. Она-то и предложила перевести Юрия Шимуна на должность ситуатора. И такая, на первый взгляд замысловатая, должность существовала на станции. А суть ее выражалась удивительно просто: владеть полнейшей ситуацией на нужный час с подвижным составом – от порожняка до грузовых и пассажирских поездов, находящихся на путях.
Шаг за шагом познавал и осваивал весь сложный процесс функционирования станции Юрий Шимун. Сигналистом работал. Был готов подменить дежурного по станции, но признаться даже себе в этом не решался. Однако начальник станции в те годы Сергей Павлович Петрусев оказался как всегда куда прозорливым руководителем.
-Принимай самостоятельную смену Юрий Михайлович, обратился он к Шимуну в нужный момент.
-Да как же так с бухты-барахты, Сергей Павлович? Нужно время подготовиться…
-Такое время как раз и наступило..
Эта первая смена осталась в памяти на всю последующую жизнь.
-Как дела? – поинтересовался Петрусев рано утром перед окончанием смены. – Молодец! Так держать, - закончил он, убедившись в нулевом цикле занятости путей.
И Юрий Михайлович воспринял это напутствие как руководство к действию. Так он держал вахту за вахтой на протяжении ряда лет и в качестве дежурного по станции, и в качестве маневрового диспетчера. Не припомнится случая, чтобы в часы его дежурств на станции создавалось тягучее пиковое положение, а если нечто подобное на какой-то срок и складывалось, то при умелых действиях руководителя смены пробки из подвижного состава на путях оперативно "расшивались". Маневровая диспетчерская служба постоянно оставалась главным чутким нервом жизни всей станции. Ведь это за такие достижения в трудовой книжке Юрия Михайловича ложилась запись за записью с выражением благодарности за умелый самоотверженный труд. Всего я насчитал таких записей около 130. В начале 80-х на лацкане форменной тужурки Юрия Михайловича Шимуна засиял знак "Почетному железнодорожнику", а в конце десятилетия к нему добавился и второй такой знак.
-Да, горел весь в работе, - скромно замечает в конце нашей беседы жена Юрия Михайловича – Нина Андреевна, работавшая много лет нормировщиком на железнодорожном узле. – Пока работал, ни разу путевкой в дом отдыха, ни в санаторий не воспользовался. А теперь вот из больницы не выходит… Вот наша пенсия! – многозначительно распахивает передо мной дверку шкафа Нина Андреевна, и глаза зарябило от множества пузырьков и склянок с лекарствами…
1998 г.

Надежда ПЛЕЧИКОВА,
Журналист
Трудовой институт Лабинского
Энергичный, напористый, седовласый, в строгой железнодорожной форме железнодорожника – таким я увидела Виктора Станиславовича Лабинского, председателя совета ветеранов Мариинского железнодорожного узла. 2 июля Виктору Станиславовичу исполняется 67 лет. Но он молод душой и телом: прекрасно водит машину, до сих пор отлично плавает (увлечение плаванием пришло еще в детстве, в юности готовил себя к профессии морского офицера), весь свой земельный участок весной вскапывает только лопатой, не признавая никакой пахоты трактором.
А когда в 1997 году он вышел в отставку с должности начальника станции Мариинск и сразу же совершенно отошел от дел, в ушах стояла звенящая пустота.

Сейчас Виктор Станиславович помимо своей основной общественной нагрузки, еще является членом президиума городского совета ветеранов Мариинска и Мариинского района и таким образом имеет возможность сравнить ту заботу, что проявляет о своих ветеранах железная дорога и городские власти, а также предприятия города и района. Ни одно из них, за исключением спиртового комбината и ликероводочного завода, не делает и сотой доли того, что дает своим пенсионерам железная дорога.
Редкий прием по личным вопросам ветеранов узла (а их на учете более тысячи человек) обходится без того, чтобы пенсионеры, ушедшие на заслуженный отдых с других предприятий, но отработавшие до этого хотя бы несколько лет на железной дороге, не попросились в ветеранскую организацию железнодорожников. Тут вам и пособия согласно коллективному договору, обеспечение топливом, помощь с ремонтом квартир и зубопротезированием, предоставление путевок в профилактории.
Председатель совета все вопросы держит под собственным контролем, хотя помощников у него достаточно – восемь человек – председатели советов ветеранов всех подразделений и служб, расположенных на Мариинском узле. Неиссякаемой энергией обладают все эти люди, искренне и по-человечески заботясь о своих прежних сослуживцах. А еще В.С. Лабинскому присуща такая благородная черта, как стремление к сохранению истории родного предприятия, а ее, как известно, слагают люди. Еще занимая должность начальника станции, Виктор Станиславович стал по крупицам собирать историю станции Мариинск и сейчас продолжает это делать. Завел специальную книгу памяти. Люди, узнав об этом, все несут и несут то фотографии, то документы.
Благородное это дело – создание истории железнодорожного узла – осуществила бывшая железнодорожная школа №45 (сейчас это муниципальная школа №1), открыв музей школы. Но об этом – другой разговор. Ветераны железнодорожного узла очень любят этот музей и всячески стараются ему помогать. Виктор Станиславович передал туда немало экспонатов. Только почетных железнодорожников на узле восемь. И о каждом, в том числе и о Лабинском, в музее школы рассказано на специальном стенде. А ведь что ни человек, то страница истории.
Благородным назвал также Виктор Станиславович и задумку своих давних друзей Максимовых, Виктора Федоровича и Нэлли Ибрагимовны. Максимов в свое время был начальником Восточно-Сибирской дороги, жена работала инженером. Потом Максимова перевели в Министерство путей сообщения, и вот теперь жена его задумала издать книгу по истории дороги, попросила Виктора Станиславовича написать свои воспоминания для этой книги. Он не только сам это сделал, но и других подключил.
У Лабинского страницы личной истории заслуживают особого внимания. Рассказывая о себе, он шутливо заметил: "Это мое третье пришествие в Мариинск". Первое состоялось в самом начале шестидесятых, когда выпускник Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта Виктор Лабинский прибыл на станцию Мариинск и не гнушался никакой работы, учился своей профессии не только у начальника станции Сергея Павловича Петрусева, но и у башмачницы Ольги Федоровны Осмоловской.
Казалось бы, чему может моло¬дой специалист научиться у башмачницы? А Виктор Станиславович, до сих пор восхищаясь этой женщиной, теперь уже пожилой, рассказывает, как виртуозно вла¬дела она тормозными башмака¬ми, ловко подкладывая их под надвигающийся на нее вагон. И молодой Лабинский учился у нее этому искусству. Теперь, став председателем совета ветера¬нов, не забывает свою старень¬кую совсем учительницу, обяза¬тельно ее навещает.
Через несколько лет по приезде в Мариинск Лабинского пригласили поездным диспетчером в Красно¬ярск. Уже и квартиру получил, и сына в детский сад устроил, и рабо¬та оказалась по душе, но позвонил как-то Петрусев, позвал: "Приез¬жай, главного инженера позарез надо". И он опять вернулся в Мари¬инск, отстояв через некоторое время перед партийными органами свое право заниматься любимым делом - хотели избрать Лабинского освобожденным секретарем парт¬кома Мариинского железнодорожного узла.
Затем судьба забросила его в Ачинск, он был начальником стан¬ции Ачинск-1, начальником отдела движения Ачинского отделения. Эта работа оказалась особенно созвучна деятельному характеру Лабинского - со знанием дела при¬нимал серьезные решения, любил ответственность, оперативность, мобильность и подвижность. Те¬перь уже учились у него. И он с гор¬достью называет такие известные на дороге имена, как Николай Алек¬сандрович Захаров, в то время де¬журный по станции Ачинск-1, Вла¬димир Владимирович Ковалев, тог¬да ДС Ачинск-2, Василий Иосифо¬вич Нюкалов, он был заместителем начальника станции Ачинск-1. Од¬нако, несмотря на то, что деловая карьера складывалась удачно, Ла¬бинский вновь принимает предло-жение вернуться в Мариинск. И это третье пришествие его в Мариинск стало теперь уже окончательным.
Виктор Станиславович возгла¬вил станцию в 1986 году. Не побо¬ялся кадровых перестановок, предложив должность главного инженера станции Александру Владимировичу Заболотскому, и не ошибся в выборе. После выхода на пенсию Лабинского станцию возглавил Заболотс¬кий. А сейчас он начальник станции Красноярск. И Виктор Станиславович очень рад такому обстоятельству и гордится за своего ученика.
В те годы, что Виктор Станиславович возглавлял станцию, случались своеобразные рекорды: станция грузила до ста поездов в четном и нечетном направлении. Рекорд же, который так и остался неперекрытым -114 поездов в сутки. Сейчас совсем иная картина. Но поскольку Лабинский оптимист по натуре, он верит, что, невзирая ни на какие катаклизмы, станция будет непременно жить, работа обязательно будет и люди воспрянут душой. Иначе нельзя.
Начиная работать на Красноярском отделении, затем на вновь созданном Ачинском, теперь снова вернувшись на Красноярское, Виктор Станиславович считает, что он как будто в молодость свою вернулся, к своим прежним друзьям. А их у него по Красноярской дороге немало. Выяснилась такая деталь. Оказывается, он еще в бытность свою начальником станции и даже раньше увлекся таким, казалось бы, несовместимым с должностью начальника занятием, как сочинение стихов. Он хранит их в специальных ежедневниках, куда записывает на досуге, иногда читает своим друзьям. Не далее как в 2002 году, побывав в Красноярске после своего 65-летнего юбилея, накануне Дня железнодорожника, он, отдохнув душевно в кругу старых друзей, написал очередные стихи. Вот несколько строк из них:
Я снова в Красноярске, средь друзей,
Знакомые мне дорогие лица.
И город этот для меня - музей,
Он - моя молодость, труда страница.
Люблю тебя, дорожная столица,
Здесь старые друзья мои живут,
И сердце в Красноярск мое стремится,
Здесь главный трудовой мой институт.

2003 г.

Анатолий ГОЛОВКО
Книга жизни
Служба перевозок - основное ведущее звено в структуре железнодорожного перевозочного процесса. Она объединяет всех, причастных к этому процессу, организует его выполнение. В компетенцию службы входит организация выполнения плана перевозок народнохозяйственных грузов; регулирование локомотивного и вагонного парка; разработка графика движения и плана формирования поездов; занимается обеспечением безопасности движения поездов. Работники службы должны быть специалистами в широком спектре эксплуатационных вопросов.
Более тридцати лет железнодорожного стажа в службе движения насчитывается у Валентины Степановны Кердинской, значительную часть из которых она провела в должности дежурного по станции Мариинск. Родилась Валентина Степановна в Воронежской области. Их семья жила в селе. Родители работали в колхозе, а Валентина училась в сельской школе. В семи километрах от их деревушки находился полустанок, через который, гремя железом и оглашая округу локомотивными гудками, мчались в дальние страны товарняки и пассажирские составы. Валя любила прибегать к железной дороге и провожать поезда, уносящиеся за неведомый горизонт. Девчушке нравилось слушать перестук колесных пар, вдыхать терпкий запах железнодорожной смазки, любоваться формой работника станции, выходившего в красной фуражке с желтым флажком в руках провожать каждый состав. Этот железнодорожник казался ей едва ли не полубогом. Ведь даже каждый локомотив вспарывался протяжным гудком при виде этого стража железной дороги.
Стать железнодорожником было единственной и заветной мечтой сельской девчушки. И вот, остались позади школа, железнодорожный техникум, распределение. Так Валентина Степановна оказалась в далекой Сибири, о которой только знала из учебника по географии. Два года трудилась дежурной по станции Кошурниково Абаканского отделения Красноярской железной дороги, а затем, в 1968 году, переехала в наш город. Некоторое время работала сигналистом, а затем руководство доверило ей должность дежурного по станции. Ох, и страшно ей вначале показалось. Думала: "Не справлюсь". Хоть и был, какой никакой опыт работы, но Кошурниково не Мариинск – совсем другие объемы. Мариинск – интенсивная по грузонапряженности станция, стоящая на главном ходу, на стыке двух железных дорог и парка стыкования переменного и постоянного токов. Здесь от дежурного требуется глаз да глаз. Любое решение при нестандартной ситуации должно приходить мгновенно. Раздумье – чревато опасными последствиями. Дежурный обязан быть подстать дирижеру слаженного оркестра, только роли музыкантов здесь исполняют все службы железнодорожного узла. Нагрузка колоссальная – порой на отдых трудно выкроить минуту другую.
Валентина Степановна не скрывает, что поначалу задумывалась, не уйти ли на более спокойную работу, но на помощь пришли добрые, понимающие значение этой работы товарищи, один из которых – опытнейший специалист, дважды "Почетный железнодорожник" Юрий Михайлович Шимун. Он взял на себя роль наставника молодого специалиста. И настал день, когда не только коллеги по работе, но и руководители станции дали отличную оценку работы Валентины Степановны Кердинской.
Валентина Степановна благодарна судьбе за то, что она свела ее работать плечом к плечу с такими работниками железнодорожного транспорта, как начальники станции Сергей Павлович Петрусев, Виктор Станиславович Лабинский, дежурные по станции Юрий Михайлович Шимун, Вера Степановна Аношкина, Валентина Кузьминична Сосина, составитель поездов Николай Александрович Сомов, награжденные знаком "Почетный железнодорожник". Усилиями таких тружеников неоднократно станции вручалось переходящее Красное знамя Красноярской дороги и переходящее знамя МПС. Многие железнодорожники награждены правительственными наградами. Орден Дружбы народов получила и сама В.С. Кердинская.
Отличный специалист, орденоносец, награжденная десятью знаками "Победитель социалистического соревнования", Валентина Степановна с радостью передавала свои знания и опыт молодым специалистам: Н.Ю. Кердинской, Л.Б. Мироновой, Н.А. Козловской и другим.
Но как все же быстротечно и неумолимо время. Пришла пора выхода на заслуженный отдых и Валентине Степановне. Жаль было расставаться с родным коллективом – это, словно, прощание с молодостью. Свою вахту она передала снохе Наталье. Кстати, на железнодорожном транспорте работает и сын Валентины Степановны - Николай, который после окончания педагогического и железнодорожного институтов успешно трудится мастером земляного полотна в ПЧ-18. Возможно, уже прочно заложена железнодорожная династия Кердинских.
А Валентина Степановна со своим энергичным характером дома не засиживается. Ее часто можно встретить в родном коллективе, с которым не порывает связи и интересуется всеми новинками железнодорожной техники, знакомится с молодыми специалистами, дает дельные советы. Пенсионеры службы движения станции Мариинск, которых насчитывается 300 человек, избрали ее председателем своего совета ветеранов. Одновременно она является и членом совета ветеранов всего железнодорожного узла станции Мариинск, где ведет кропотливую общественную работу. Едва ли не ежедневно обращаются к ней за помощью пенсионеры: кому-то нужно вывезти уголь, кому-то требуется помощь в ремонте жилья. Да мало ли чего не требуется пожилому человеку. Вот и приходится ей решать проблемы людей на уровне узлового совета ветеранов, руководства станции. Правда, руководители не закрывают глаза на просьбы ветеранов и всегда по возможности оказывают помощь.
Порой, уставши от дневной суеты, расположится Валентина Степановна в уютном кресле, набросит на ноги плед, и, как книгу, начинает перелистывать свою жизнь с самого раннего детства. И считает, что жизнь прожита не зря, но так хочется, чтобы в этой книге прибавилось много-много хороших страниц…

Виталий ВЕРЕТЕННИКОВ,
журналист

Шумел в городе праздник
5 августа 1995 года в Мариинске прошел общегородской праздник, посвященный 100-летию станции Мариинск. К рассвету дождь окончательно выдохся и праздничное утро город встречал умытым и посвежевшим. Тучи с горизонта словно метлой вымело, сверкало солнце, над землей струилось праздничное марево.
Такого наплыва народа перрон Мариинского вокзала давно не видывал. Наверное, только в 1980 году было нечто подобное, когда через Мариинск проезжала спортивная делегация Вьетнама на Олимпийские игры в Москву.
У самой кромки перронного асфальта играл развеселые песни знаменитый на весь Кузбасс ансамбль "Веселуха", из динамиков звучали поздравления с праздником, а пассажиры 76-го "Тында-Москва" по-хорошему завидовали мариинцам. Самые отчаянные из пассажиров порывались выйти на объявленный танец – краковяк, но время поджимало, их составу уже дали зеленый свет. Но знаменитый юбилейный поезд №100 они все-таки увидели.
Сотый шел со стороны нечетного парка и был он особенный: черный как африканец паровоз Л-1809 и прицепленный к нему пассажирский вагон старой модификации. Шел, окутываясь белым паром и время от времени издавая забытые, но милые сердцу басистые гудки. От этого зрелища рождалось щемяще-радостное чувство ностальгии по прошлому. Даже ребятишки, современники компьютерного века, были покорены железным ветераном Транссибирской магистрали. А что творилось в сердцах старых железнодорожников, особенно бывших машинистов паровозов, знают только они сами.
И вот расцвеченный праздничными лозунгами юбилейный поезд-100 застопорил ход. На платформу из вагона начали спускаться ветераны стальной магистрали – в большинстве почетные железнодорожники, с орденами и орденскими колодками на пиджаках и форменных железнодорожных кителях. Школьники дарили им цветы и улыбки, руководство администрации города и железнодорожного узла станции горячо поздравляли юбиляров с праздником. Звучал марш "Прощание славянки".
У многих блестели слезы на глазах, а голос за кадром, усиленный громкоговорителем, приветствовал их поименно. Дважды почетного железнодорожника Юрия Михайловича Шимун, почетных железнодорожников: Виктора Станиславовича Лабинского, Валентину Кузьминичну Сосину, Веру Степановну Аношкину, Владимира Михайловича Меньшенис, Степана Павловича Немова, Николая Александровича Сомова, Прокопа Андреевича Хромовских, Валерия Евгеньевича Мерте, Виктора Петровича Воловодова, Ивана Константиновича Соколова, Василия Егоровича Киндиченко, Леонида Сергеевича Скрипко, Василия Ефимовича Малышенко, Петра Тимофеевича Кобец, Геннадия Николаевича Васильева, Юрия Ивановича Крюкова, Марию Сергеевну Иванову, Мирона Григорьевича Третьякова, Михаила Сергеевича Логинова.
В своем кратком вступительном слове начальник станции Мариинск В.С. Лабинский сказал так:
-1995 года для нас по всем статьям является юбилейным. В этом году мы в 60-й раз отмечаем День железнодорожника, праздновали 50-летие Победы над фашистской Германией, исполнилось 130 лет со дня образования МПС России и 100-летие станции Мариинск.
В августе 1895 года первый рабочий поезд прибыл на строящуюся станцию Мариинск. 25 октября станция была принята в эксплуатацию, в декабре этого же года было открыто движение на участке Обь-Красноярск. И вот спустя век, буквально воссоздавая события столетней давности, мы с вами, дорогие ветераны, прибыли на станцию Мариинск с рабочим поездом на паровозной тяге под сотым символическим номером.
На нашем празднике присутствует несколько поколений ветеранов, отдавших свои силы, опыт и знания на благо развития станции Мариинск и железнодорожного транспорта в целом.. Это Семен Иванович Лобанов, начавший свою трудовую деятельность в 1928 году, Григорий Семенович Иванов, пришедший работать на транспорт в 1939 году. Это бывший дежурный по станции Николай Галактионович Романенко, ветераны Мирон Григорьевич Третьяков, Александр Терентьевич Тихонов, Василий Егорович Киндиченко, Галина Ивановна Скобцева. Василий Павлович Сусликов начинал работать в депо кочегаром паровоза, потом помощником машиниста, и наконец машинистом паровоза. Эти люди горели на работе, задавали тон молодым, передавали им свой богатый опыт.
После короткого митинга колонна железнодорожников двинулась по главной улице города в сторону Кии – основному месту торжества. Веселье здесь царило до самого позднего вечера.


Владимир АЛЕКСАНДРОВ,
Николай ЮРЛОВ,
Спецкорры газеты "Гудок".

Большая история маленькой сибирской станции
Утренняя электричка из Тайги замедляла ход, и мы заметили мелькнувший справа километровый столб с отметкой "3707". На таком расстоянии от столицы находится на Транссибе станция Мариинск - самая западная точка Красноярской железной дороги. [вокзал реально находится на 3713 км Транссиба - С.Сигачев]

Еще в пути мы провели среди пассажиров своеобразный мини-опрос. Спрашивали, почему у города такое название. И никто, увы, не ответил. Остаётся загадкой истории и то, почему большевики так и не решились переименовать Мариинск, который получил своё августейшее имя в девятнадцатом веке в честь супруги Александра Второго. Название его также напоминает о сестре последней царицы России - Великой княгине Елизавете Фёдоровне, основательнице Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. И здесь, на станции, где располагался большой переселенческий пункт, врачи и медсестры мариинских лечебных учреждений также несли свой крест жертвенного служения людям, ухаживая за больными и немощными. Мариинские гимназии и больницы, как известно, после революции были закрыты, и только сейчас они возрождаются. И Мариинску, выходит, повезло: есть на Транссибе точка, где историю не перечеркнули...
Великий Сибирский путь пришёл в Мариинск в 1893 году, когда здесь отгуляли свое старатели. Их уже не колотила "золотая лихорадка", и многие, остепенившись, стали пополнять многочисленные ряды строителей магистрали. Сибирская дорога коренным образом меняла жизнь вроде бы ничем не примечательного городка Томской губернии. Население Мариинска увеличилось в несколько раз, и город процветал. Станция располагалась от него в полуверсте. Здесь обычно долго стояли поезда - заправлялись локомотивы. Отсюда, со станции, рекой текло зерно, активно закупавшееся для вывоза за границу. Оставалось и самим - на перегонку.
Запах жженого зерна витает над городом и по сей день. Уже в разговоре с начальником станции Мариинск Александром Заболотским мы узнали: виной всему спирткомбинат. Продукция этого крупного предприятия составляет значительную долю в общем объёме отправлений. Но всё-таки Мариинск остаётся лесопогрузочной станцией - один Рубинский леспромхоз чего стоит! Объемы перевозок заметно растут. Постепенно возвращаются в родной коллектив люди, которые в силу известных экономических причин попали под сокращение.
В самое сложное время и наш собеседник Александр Заболотский из главных инженеров внеклассной станции вышел в её начальники. В молодости, по его признанию, долго решал, какую выбрать профессию. Хотелось чего-то основательного, мужского. Даже думал Александр стать военным. Но сманила - наверное, своей романтикой - "железка". Хотя, так уж вышло, для "пробы" в своё время примерил и форму курсанта Омского танкового училища. Бывают же повороты судьбы! После окончания НИИЖТа Заболотский уже без малого четверть века трудится на транспорте, где также в цене офицерское качество - умение быстро принимать правильное решение в самых нестандартных ситуациях.
В этом плане станция Мариинск - отличный полигон для толкового руководителя. Станция эта опорная, и под началом Заболотского - весь участок Мариинск - Итат. Она ещё и стыковая: именно здесь участок переменного тока соседствует с участком постоянного. Учитывая особую значимость Мариинска, в перестроенные времена решили осуществить её реконструкцию. Растянулась же она на долгие годы.
- Появились противники вкладывания денег, а начатую реконструкцию предлагали заморозить, - рассказывает Заболотский, - зачем, мол, в Мариинске пути удлинять? Но дело мало-помалу двигалось, и с задачей той мы справились. Хотя в условиях падения объёмов перевозок это было непросто. Теперь Мариинск может принимать длинносоставные поезда. Здесь построен новый пост ЭЦ, где установлено современное оборудование. Словом, станция готова взять на себя ту нагрузку, которая неизбежна при увеличении грузопотока по Транссибу.
Не случайно именно сибирякам МПС поручило ответственное задание, связанное с завершением реконструкции станции Бабаево Октябрьской железной дороги. Нужно было помочь наладить её работу. Вместе со своим руководителем в двухнедельную командировку отправились два лучших дежурных по станции - Игорь Сосин и Татьяна Трубаева. Сам же Заболотский исполнял обязанности начальника станции Бабаево. Александр Владимирович во всём блеске проявил тогда свои профессиональные качества: обошлось без единого сбоя, касалось ли это маневровой работы или движения поездов. Мариинское "трио" действовало, как слаженный механизм. Потом, при "разборе полётов", работа красноярской группы была отмечена особо, а сам Заболотский заслужил благодарность первого заместителя министра путей сообщения РФ Александра Целько. В разговоре с начальником станции выяснилось, что все же не случайно сменил он военную форму на железнодорожную. Оказывается, прадед Заболотского Фёдор Апостолов служил на железной дороге главным кондуктором еще при царе-батюшке. Сначала - в самом Мариинске, а затем судьба забросила его в Забайкалье.
Велик, конечно, Сибирский путь... И Мариинск на нем - не последняя станция. Он запомнился ухоженностью и чистотой посёлка железнодорожников. Здесь добротные пятиэтажки - время словно их не тронуло. За их стенами не страшны сибирские морозы. Даже при нынешнем "беспределе" матушки-зимы! Транссиб, конечно, специфичен, и это чувствуется во всём. Даже в жилищно-коммунальной сфере есть свои исторические "отметины”. Мы не без восхищения, например, осматривали дом кирпичной кладки, где жил первый начальник станции. Есть и действующий водопровод, проложенный ещё в 1896 году. Предки строили на века!
Территориально здесь Кемеровская область, но железнодорожники сверяют время по Красноярску. Так, например, Мариинская дистанция пути обслуживает колею в Красноярском крае. Начальник её Валерий Кратенок хотел познакомить нас с ветераном Дмитрием Мезенцевым, бывшим мостовым мастером. Да занедужил Дмитрий Владимирович. А ведь это он на протяжении многих лет содержал мост через Кию в Мариинске - тот самый, что построил в конце XIX века инженер-механик Евгений Кнорре. Мариинск, как и Красноярск, многим обязан этому выдающемуся инженеру России. Мост длиной 225 метров особенно красив со стороны города. Сама природа предоставила инженеру-механику возможность провести здесь "репетицию", пробу своих сил, чтобы потом удивить Париж другим, более крупным сооружением - мостом через Енисей в Красноярске. Говорят, перед проходом по мосту первого поезда Кнорре встал под пролётным строением, в прямом смысле головой отвечая за надёжность сооружения. С прокладкой второго пути на Транссибе позже появился ещё один мост через Кию - копия первого. Оба простояли больше века, а теперь вот приняли на свои плечи современные пролётные строения. Но время берёт своё. Уже и опоры нуждаются в реконструкции. Ясно, что это не только мост, но и своего рода памятник истории. И неужели нет сил и средств для его ремонта?! Специалисты "Сибмоста" готовы взяться за "лечение", но всё упирается в деньги, вернее - в их отсутствие. Вот и приходится пока ограничивать здесь скорость движения до 25 километров в час.
...Поезд отъезжает на восток, мы прощаемся с Мариинском.

Август 2001 г
 
Категория: Станция Мариинск: память, дела и люди. | Просмотров: 1951 | Добавил: Терник | Теги: Мариинск, станции, История, председатель | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 

2